Рысь и Рысиные обереги в верованиях славян
Есть все основания утверждать, что древние славяне считали рысь «оберегом своей земли», причем оберегом всей Руси. Самое простое подтверждение данного тезиса - это схожесть имен Рысь и Русь, в некоторых славянских диалектах звучащих одинаково. Возможно, дело тут не в различии слов, а в непонимании византийских монахов, которые, собственно, и написали многие из сохранившихся русских летописей. Рыжий, как основной цвет рыси, присутствовал на плащах боевых вождей многих русских племен; также иногда изображение рыси встречалось на родовых стягах и знаменах и в обережной вышивке. Славяне верили, что рысь даст воину свою храбрость, способность биться до последней капли крови, а так же хитрость, нужную воину для сохранения жизни: правильная тактика и стратегия ведения поединка ценилась так же сильно, как и владение оружием. Тотемы рыси на Руси встречались не так часто, но это говорит лишь о том, что ее культ был тайным – ведомым только волхвам, жрецам и некоторым правителям. По верованиям современных неоязычников и родноверов черная рысь была посвящена богине Ладе - супруге Сварога. К величайшему сожалению, исторически подтвержденной информации о том, какому богу (или богине) была посвящена рысь, нет, однако существуют основания предполагать, что она принадлежит нескольким богам. Итак, во-первых, образ рыси использовался в боевой обережной символике славян, поэтому можно соотнести его с культом Перуна или его жены (по другим версиям сестры или дочери) Додолы. Во-вторых, символ рыси есть в любовных и женских заговорах, связанных с плодородием, - тут можно увидеть несомненную связь с одной из богинь плодородия (Макошь, Леля, Лада). И, конечно же, в связи с присутствием рыси в похоронной символике некоторых племен ее связывают с миром мертвых, а соответственно с Марой и Чернобогом. Обереги из когтей и клыков рыси чаще носили женщины и молодые девушки. Считалось что клыки и когти рыси защищают от соперниц и приносят удачу в любовных делах.
Легенды и мифы, связанные с рысью, хотя и малочисленны, но не уступают по древности легендам и мифам о медведе и волке, и других тотемных животных. В Сибири сохранились некоторые обряды: так, например, перед началом сезона охоты охотники закидывают на ветви старых деревьев живого козленка, либо ставят молоко в миске. У неоязычников практикуется женский боевой стиль «Рысь», корни которого, по их утверждениям, восходят ко временам князя Зеленослава, – одного из почитаемых славянских князей (время правления 4 – 5 век). Упоминание рыси есть во многих летописях и лечебниках, относящихся к 9 – 13 веку. Например, в христианской книге 12-13 веков рассказывается о язычниках, «кои рыси и прочему зверям да древесам жряху и за богов их чтяше». Ойрот – алтайцы, чтобы не разозлить духа Рыси, называют ее замещающими именами «Абай», «Абага». В мифах и преданиях ойрот - алтайцев рысь выступает как одно из священных животных всего Алтая. К ней обращаются и приносят жертвы для умножения добычи. Считается, что рысь, как и любая кошка, живет сразу в двух мирах (в отличие от остальных священных животных, которые могут находиться только в одном мире, по надобности переходя в мир духов и возвращаясь обратно). Ей приписывалась способность видеть через любые преграды и проходить сквозь любые ловушки. В современных (с начала 18 в. и до наших дней) сонниках увидеть рысь во сне означает неожиданных врагов, строящих козни против человека, которому рысь приснилась; для женщин – соперницу убить, рысь может символизировать победу над врагами. В старинных (вплоть да конца 17 века) сонниках сон с рысью имел прямо противоположное значение: неожиданную удачу для женщин – беременность; убить рысь означало смерть кого - то из близких. У славян имя Рыси изначально было табуировано, и охота на нее разрешалась только в исключительных случаях. Но, как и в случаях со многими священными животными, это табу со временем стерлось, и охота на рысь была разрешена.
Расскажем о древнем сюжете об «Арысь – Поле», девушке, превращенной в зверя , похожего на рысь, злой мачехой-ведьмой и спасенной своим мужем через сожжение шкуры или через девять ударов волшебным прутиком, украденным у колдуньи. Возможно, в этой древней легенде, как и во многих легендах древних славян, превращенных в сказки, но не потерявших свой смысл, зашифровано описание какого-нибудь обряда или ритуала, связанного с рысью.
Есть все основания утверждать, что древние славяне считали рысь «оберегом своей земли», причем оберегом всей Руси. Самое простое подтверждение данного тезиса - это схожесть имен Рысь и Русь, в некоторых славянских диалектах звучащих одинаково. Возможно, дело тут не в различии слов, а в непонимании византийских монахов, которые, собственно, и написали многие из сохранившихся русских летописей. Рыжий, как основной цвет рыси, присутствовал на плащах боевых вождей многих русских племен; также иногда изображение рыси встречалось на родовых стягах и знаменах и в обережной вышивке. Славяне верили, что рысь даст воину свою храбрость, способность биться до последней капли крови, а так же хитрость, нужную воину для сохранения жизни: правильная тактика и стратегия ведения поединка ценилась так же сильно, как и владение оружием. Тотемы рыси на Руси встречались не так часто, но это говорит лишь о том, что ее культ был тайным – ведомым только волхвам, жрецам и некоторым правителям. По верованиям современных неоязычников и родноверов черная рысь была посвящена богине Ладе - супруге Сварога. К величайшему сожалению, исторически подтвержденной информации о том, какому богу (или богине) была посвящена рысь, нет, однако существуют основания предполагать, что она принадлежит нескольким богам. Итак, во-первых, образ рыси использовался в боевой обережной символике славян, поэтому можно соотнести его с культом Перуна или его жены (по другим версиям сестры или дочери) Додолы. Во-вторых, символ рыси есть в любовных и женских заговорах, связанных с плодородием, - тут можно увидеть несомненную связь с одной из богинь плодородия (Макошь, Леля, Лада). И, конечно же, в связи с присутствием рыси в похоронной символике некоторых племен ее связывают с миром мертвых, а соответственно с Марой и Чернобогом. Обереги из когтей и клыков рыси чаще носили женщины и молодые девушки. Считалось что клыки и когти рыси защищают от соперниц и приносят удачу в любовных делах.
Легенды и мифы, связанные с рысью, хотя и малочисленны, но не уступают по древности легендам и мифам о медведе и волке, и других тотемных животных. В Сибири сохранились некоторые обряды: так, например, перед началом сезона охоты охотники закидывают на ветви старых деревьев живого козленка, либо ставят молоко в миске. У неоязычников практикуется женский боевой стиль «Рысь», корни которого, по их утверждениям, восходят ко временам князя Зеленослава, – одного из почитаемых славянских князей (время правления 4 – 5 век). Упоминание рыси есть во многих летописях и лечебниках, относящихся к 9 – 13 веку. Например, в христианской книге 12-13 веков рассказывается о язычниках, «кои рыси и прочему зверям да древесам жряху и за богов их чтяше». Ойрот – алтайцы, чтобы не разозлить духа Рыси, называют ее замещающими именами «Абай», «Абага». В мифах и преданиях ойрот - алтайцев рысь выступает как одно из священных животных всего Алтая. К ней обращаются и приносят жертвы для умножения добычи. Считается, что рысь, как и любая кошка, живет сразу в двух мирах (в отличие от остальных священных животных, которые могут находиться только в одном мире, по надобности переходя в мир духов и возвращаясь обратно). Ей приписывалась способность видеть через любые преграды и проходить сквозь любые ловушки. В современных (с начала 18 в. и до наших дней) сонниках увидеть рысь во сне означает неожиданных врагов, строящих козни против человека, которому рысь приснилась; для женщин – соперницу убить, рысь может символизировать победу над врагами. В старинных (вплоть да конца 17 века) сонниках сон с рысью имел прямо противоположное значение: неожиданную удачу для женщин – беременность; убить рысь означало смерть кого - то из близких. У славян имя Рыси изначально было табуировано, и охота на нее разрешалась только в исключительных случаях. Но, как и в случаях со многими священными животными, это табу со временем стерлось, и охота на рысь была разрешена.
Расскажем о древнем сюжете об «Арысь – Поле», девушке, превращенной в зверя , похожего на рысь, злой мачехой-ведьмой и спасенной своим мужем через сожжение шкуры или через девять ударов волшебным прутиком, украденным у колдуньи. Возможно, в этой древней легенде, как и во многих легендах древних славян, превращенных в сказки, но не потерявших свой смысл, зашифровано описание какого-нибудь обряда или ритуала, связанного с рысью.