Научная Литература
В Е Д Ь М Ы
ВЕДЬМА ИЗ БЕРКЛИ
(Berkeley Witch)
В английском фольклоре Ведьма из Беркли - это богатая женщина, жившая во времена Нормандского завоевания в городе Беркли, в глубине Англии. Она была богата, любима, вела роскошную жизнь. Секрет ее богатства, раскрытый только на смертном одре, заключался в том, что оно было получено ею по договору с дьяволом в обмен на ее душу. По-видимому, она была названа "ведьмой" только потому, что продала душу дьяволу; это отражает некогда бытовавшее убеждение, что все ведьмы заключают подобные соглашения.
Однажды вечером, когда Ведьма из Беркли обедала, ее ручной ворон издал резкий короткий крик и упал мертвым. Женщина поняла это как знак того, что ее конец близок и что она должна до конца выполнить условия сделки, заключенной с дьяволом. Началом конца стал шквал дурных известий, в первую очередь, о смерти ее старшего сына и всей его семьи. Женщина была настолько потрясена, что слегла в постель и слабела день ото дня. Она призналась в том, что заключила соглашение с дьяволом, своему сыну-монаху и дочери-монахине. Было решено, что вырвать ее из когтей дьявола можно только одним способом: завернуть ее тело в воловью шкуру, положить его в каменный гроб, обвязанный тремя магическими цепями из железа - ибо железо отгоняет дьявола и его полчища - и поставить гроб вертикально в церкви. В течение 40 дней и 40 ночей над гробом следует читать псалмы и служить мессы. После этого, если по истечении трех дней гроб не будет взломан дьяволом, тело может быть погребено на церковном кладбище
В первую ночь после ее смерти появились полчища демонов и разорвали одну железную цепь. На следующую ночь они появились вновь и разорвали вторую цепь. Но третью цепь не смогли одолеть никакие усилия демонов, несмотря на то что сама церковь сотрясалась до основания, а двери были сорваны с петель.
Затем появилась ужасная фигура - сам дьявол - и приказал Ведьме из Беркли следовать за ним. Изнутри гроба она отвечала, что не может, потому что связана. "Я развяжу тебя на твою великую погибель", - сказал дьявол. Он сорвал цепь, разбил гроб и схватил оживший труп ведьмы. Большими шагами он вышел наружу, где его ждал огромный черный демонический конь, покрытый шипами. Дьявол швырнул ведьму на коня, так что шипы пронзили труп насквозь. Говорят, что ее вопли можно было слышать за много миль, но она кричала напрасно:
Дьявол вскочил на коня и ускакал в ночь со своей добычей
ВЕДЬМА ИЗ КЛОНМЕЛА
(Fairy Witch ofCtonmel)
В Ирландии вера в ведьм традиционно связана с верой в фей. В фольклорных сказках ведьм смешивают с феями, они помогают друг другу. В 1894 году в Клонмеле, графство Тип-перэри, была замучена и сожжена молодая женщина по имени Брид-жит Клири. Это произошло из-за того, что ее муж поверил, будто феи похитили его жену и подменили ее ведьмой
Подменыши - обычно болезненные дети фей, которых они подкладывают вместо человеческих детей, которых, как считается, они похищают. Однако ходит множество историй, в которых феи похищают взрослых смертных -мужчин и женщин - особенно женщин, которые становятся женами фей в их стране.
ВЕДЬМЫ ЗУГАРРАМАРДИ
(Zugarramurdi Witches)
Чтобы подстегнуть истерию против ведьм и колдовства, испанские инквизиторы устроили массовые процессы по обвинению в колдовстве в баскской деревушке Зугаррамарди с 10 июня по 8 ноября 1610 года. Хотя было много плача и крика местных жителей, а процесс был длительным. Сожгли всего шесть человек.
Зугаррамарди - город в Наварре на границе с Лабуэром, где печально известный инквизитор ПЬЕР ДЕ ЛАНКР прочесал все земли в поисках ведьм. Неподалеку от города расположена большая пещера, уходящая в глубь земли. Она возникла в результате эрозии скал, размытых водами протекающей там реки Ин-фернукеоррека, что означает "Адский поток". Пещера являлась идеальным местом встреч ведьм, во время которых они поклонялись Сатане и отправляли языческие обряды.
Верховная инквизиция назначила дона Хуана Валле Альварадо провести следствие в Зугаррамарди. Альварадо несколько месяцев собирал улики и показания, на основании чего в колдовстве подозревались около трехсот жителей, не считая детей. Свидетельства о сношениях обвиняемых с дьяволом принимались безоговорочно. Альварадо признал виновными сорок человек, арестовал их и увез в Логорно, где должен был состояться трибунал.
Согласно показаниям на суде, ведьмы Зугаррамарди образовывали иерархию. Во главе их стояли старшие колдуны и ведьмы, чуть ниже рангом - посвященные второй ступени, которые учили новичков. Посвященные первой ступени готовили ЯДЫ и произносили ЗАКЛИНАНИЯ. Ведьмы силой приводили на ШАБАШИ малолетних детей, а тех, кто был чуть постарше, заманивали лживыми обещаниями либо подарками. Промежуточную ступень занимали "послушники", готовые отречься от христианской веры, и уже отрекшиеся от нее неофиты. Все вместе они поклонялись уродливому, похожему на горгулью ДЬЯВОЛУ.
На процессе были даны детальные описания церемоний отречения. Неофита представляли дьяволу, после чего он отрекался от Бога, Пресвятой Богородицы, святых, крещения и конфирмации, родителей и крестных родителей, христианства и всех его последователей. Дьявол метил неофита, оцарапав его до крови. Затем собирал кровь в сосуд или чашу и еще раз метил неофита, нанося ему на зрачок изображение жабы.
Посвященный, как раб, склонялся перед господином или госпожой, которым дьявол заплатил серебром. Эти деньги якобы исчезали, если их не истратить за сутки. Посвященному в качестве спутника давали жабу , которую гладили господин или госпожа. После испытательного периода, когда неофит обретал полный контроль над жабой, его допускали к изготовлению ядов.
ВЕДЬМЫ ИЗ БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДСА
(Bury St. Edmonds Witches)
Из множества процессов над ведьмами, проводившихся в г. Бери-Сент-Эдмундс (Саффолк, Англия) на протяжении XVII века, заслуживают особого внимания два. В 1645 году было повешено шестьдесят восемь ведьм, ставших жертвами ревностных охотников за ведьмами МЭТЬЮ ХОПКИНСА и Джона Стерна. Семнадцать лет спустя, в 1662 году, председателем на процессах, в результате которых две ведьмы были обвинены и казнены на основании ненадежных и надуманных показаний истеричных, "одержимых" детей, был Сэр Мэтью Хейл. Процессы 1662 года сильно повлияли на должностных лиц, руководивших судами над "салемскими ведьмами" в 1692 - 1693 годах, которые стали самым мрачным эпизодом в истории колдовства в Америке.
Процессы Хопкинса. В 1645 году Мэтью Хопкинс, этот печально известный в Англии охотник за ведьмами, и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая "ведьм" и щедро оплачивая "помощь" доносчиков. Охотники за ведьмами добивались признаний любыми средствами и, согласно сохранившимся записям, обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе. (Возможно, под судом оказалось гораздо больше людей, чем сообщается в дошедших до нас документах.) Большая часть осужденных "призналась" в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.
Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Такие знаки, сочтенные сосками, которыми ведьмы вскармливали бесов, находили в складках половых губ, а иногда за них принимали клитор. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин и хвастал, что восемнадцать ведьм из Бери-Сент-Эдмундса "были раскрыты благодаря найденным на их телах соскам, которые обычно сосали бесы... А некоторые из этих ведьм сознались, что имели плотское сношение с дьяволом, одна даже сказала, что зачала от него близнецов, но, едва родившись, ужасные, длинные и уродливые, они убежали от нее".
Джон Байсак признался, что двадцатью годами раньше он был соблазнен дьяволом, который явился через окно в облике огромной рыжеватой собаки и требовал, что--бы Байсак отрекся от Бога, Христа и крещения. Байсак согласился, и дьявол своим когтем выпустил из его сердца кровь. Дьявол дал ему шесть чертят в виде улиток, которые жили, сося кровь Байсака. Каждая улитка была убийцей: Этлуорд убивал коров, Джеффри - свиней, Питер - овец, Паймен - домашнюю птицу, За-кар - лошадей, а Сидрак - христиан. Стерн объявил, что обнаружил следы улиток на теле Байсака.
Маргарет Уайард созналась, что держала семерых чертенят, в том числе мух, собак, мышей и паука. Однако у нее было всего пять сосков, так что бесам приходилось бороться друг с другом, "словно поросятам около свиньи". По словам Уайард, дьявол явился к ней семь лет назад в виде теленка и сказал, что он - ее муж. Она не хотела сожительствовать с ним (что, возможно, как-то характеризует ее брак) до тех пор, пока дьявол не .явился повторно, на этот раз в облике "красивого молодого джентльмена". Чертенята других привлеченных к суду ведьм представляли собой цыпленка по имени Нэн, двух "злобных волосатых" мышей, а также трех бесов, "похожих на цыплят".
Стерн пишет, что было казнено шестьдесят восемь ведьм; одна, которую судили в Ипсвиче, а не в Бери-Сент-Эдмундсе, по сообщениям, была сожжена. Многие, вероятно, были повешены (документы не дают точных сведений), а многие умерли в тюрьме.
По иронии судьбы, в ответ на сообщения о крайностях в деятельности охотников за ведьмами Парламент создал специальную комиссию для расследования. Тем не менее эта комиссия приняла на веру "доказательства" совершения сделок с дьяволом и существования бесов, тем, самым позволив Хопкинсу и Стерну творить произвол на протяжении еще двух лет.
ВЕДЬМЫ ИЗ МОРА
(Моrа Witches)
Так же, как и истерия по поводу ведьм в Салеме в штате Массачусетс охота за ведьмами в 1669 году в Море, в центральной Швеции, продемонстрировала, как быстро человеческий страх может выйти из-под контроля. К коцу охоты за ведьмами было казнено 85 ведьм по обвинению в соблазнении около трехсот детей и в увлечении их на сатанинские шабаши. И так же, как истерия в Салеме, истерия в Море началась с детей.
Начало дела датируется 5-м июля 1668 года, когда пятнадцатилетний парень из Эльфделя Швеции обвинил семнадцатилетнюю девушку в том, что она похищала детей для Сатаны. Обвинили в этом и других. Все были признаны невиновными, кроме одной женщины семидесяти одного года.
Это признание вызвало тревогу, и король Карл XI создал комиссию, предназначенную для искупления грехов ведьм массовыми молитвами, вместо того, чтобы подвергнуть их тюремному заключению и пыткам. Тем не менее общественный страх усилился, а истории про похищенных детей и о дьявольской деятельности стали распространяться все больше.
К облегчению деревенских жителей, члены королевской комиссии прибыли в Море 12 августа 1669 года, чтобы расследовать дело. На следующий день все население (около трех тысяч человек) пришло в церковь, чтобы услышать проповедь, "рассказывающую о несчастье людей, которые сами страдают от того, что их ввел в заблуждение дьявол". Каждый молился о том, чтобы избежать кнута.
Детей, которых якобы вдохновили на участие в шабашах, собрали перед церковью и допросили одного за другим. Их рассказы совпадали: их сонными вытащили из кроватей и втянули в самые ужасные дьявольские пирушки. Некоторые из детей говорили о белом ангеле, который появился и спас их, заверив, что все, что с ними происходит, не будет продолжаться долго, хотя и допущено "из-за злобы людской". Ребята назвали семьдесят ведьм, пятнадцать из которых были также детьми. Некоторые из них были из соседнего с Эльфдейлом района. Обвиненных допросили и подвергай пыткам. Двадцать три человека из них немедленно признались.
Ведьмы говорили, что они встречались у песчаной ямы на ПЕРЕКРЕСТКАХ, где они задирали одежду себе наголову и танцевали "кругом, и кругом, и кругом". Они ходили к перекрестку и упрашивали дьявола забрать их в вымышленное место под названием "Блокула". Как пишет Макэй, дьявол "вообще-то появлялся в облике маленького старичка в сером пальто, в красных и голубых чулках с чрезвычайно длинными подвязками. Кроме того, у него была шляпа с очень высокой тульей, с лентами из разноцветного льна, обвязанными вокруг нее, и с длинной рыжей бородой, свисавшей чуть ли не до пояса".
После того, как ведьмы обещали душой и телом служить ему, дьявол приказывал им воровать детей, угрожая ведьмам побоями, если они не выполнят его требований. Они говорили, что могли входить в дома, потому что дьявол сначала вынимал стекла из окон. Они брали детей, обещая им красивую одежду и другие вещи, а потом улетали с ними вместе либо на спинах зверей, либо на мужчинах, которых они околдовывали во время сна, либо верхом на почтовых лошадях.
Они запугивали детей, чтобы те никому ничего не говорили. Те, кто проговаривался, подвергались "мучительной порке" до смерти, так об этом писал КОТТОН МАТЕР в своей книге "О ведьмовстве, чудесах невидимого мира" (1693). Судьи находили таких детей со следами кнута на теле.
Ведьмы говорили, что дьявол всю дорогу вез их на спинах лошадей, ослов, козлов и обезьян, по крышам домов в "Блокулу", в дом с воротами, выходящими в бесконечный зеленый луг. Чтобы доказать верность служения дьяволу, ведьмы резали себе пальцы, и кровью записывали собственные имена в его книге. Дьявол "крестил" ведьм и заставлял их сесть за длинный стол, чтобы они съели суп, приготовленный из капусты и бекона, хлеба и масла, молока, сыра и овсяной муки. Иногда дьявол играл на арфе или на скрипке, пока ведьмы ели. Потом они водили хоровод пред дьяволом, и ведьмы ругались и сыпали проклятьями "в высшей степени ужасно". Иногда они танцевали нагими.
Дьявол вызывал отвратительного дракона и запугивал ведьм, что, если они в чем-нибудь признаются, он напустит на них дракона. Также дьявол клялся, что убьет судей. Некоторые из ведьм говорили, что они пытались убить судей, но не смогли.
Ведьмы также говорили, что пытались убить священника из Эльф-дэйла. Одна ведьма сказала, что дьявол дал ей кузнечный молот, которым она вогнала гвоздь в голову священника, но гвоздь вошел не полностью. Примерно в это же время священник жаловался на ужасную головную боль. Судьи попросили ведьм продемонстрировать свою способность к черной магии. Те не смогли сделать этого, объяснив, что после признания они утратили свою волшебную силу. Все 70 осужденных человек были приговорены к казни. 23 взрослых, которые признались в ведьмовстве, сожгли в одном костре в Море, на следующий день в одном костре сожгли 15 детей. Оставшихся 32 человека отправили в Фалун, где позже всех их казнили
ВЕДЬМЫ ИЗ СОЛТ-ЛЕЙН
(Salt Lane Witches)
Как утверждает средневековое предание, некогда в Уорчестере на Кэстл-стрит жили две белые ВЕДЬМЫ. Белыми их называли, потому что они использовали свою МАГИЮ не для причинения кому-либо зла, но чтобы помочь выбраться телегам, которые часто застревали в грязи неподалеку от их домов. За шесть пенсов одна ведьма поглаживала и благословляла лошадь, а другая касалась колес телеги.
Однажды с ведьмами пытался сговориться возница застрявшей телеги. Вдруг он заметил на спине лошади соломинку. Он решил, что это часть колдовства, взял соломинку и разломил ее пополам. Та ведьма, что поглаживала лошадь, закричала и упала замертво, разорванная надвое. Телега вылетела из грязи, и возница сбежал. Вторая ведьма осталась в живых и позже превратила в камни отряд солдат, которые приехали в город собирать налоги. Легенда гласит, что их неподвижные фигуры стояли некогда там, где теперь проходит дорога, пересекающая Уорчестер. Местный купец пытался снять с камней заклятие, но один из камней превратился в гигантскую лошадь, которая встала на дыбы, высоко задрав копыта. Купец в страхе убежал.
ВЕДЬМЫ ОСТРОВА МЭГ
(Island Magee Witches)
Последний в Ирландии процесс над ведьмами состоялся в 1711 г., и на нем слушалось дело о таинственной смерти одной вдовы, явлениях полтергейста и необъяснимом приступе одержимости девушки-прислуги. Обвиненные не были казнены. Их участь оказалась куда более легкой - они были приговорены к тюремному заключению и публично осмеяны.
Происшествия, приведшие к судебному процессу, начались в сентябре 1710-го. Анна Хетгридж (встречается написание Хелтридж), вдова пресвитерианского пастора острова Мэг, отправилась навестить своего сына Джеймса и его жену.
Каждую ночь во время пребывания у сына ее донимали некие невидимые силы. Они швыряли камни над ее кроватью, шелестели занавесками, срывали с нее ночную рубашку и выдергивали подушку у нее из-под головы. Сильно напуганная, миссис Хэт-тридж наконец переселилась в другую комнату.
С тех пор призрак не появлялся до 11 февраля 1711 года, когда он неожиданно утащил сборник проповедей, который часто почитывала миссис Хэттридж. На следующий день мальчик появился рядом с домом, просунул руки через оконное стекло и показал книжку одной из служанок. Он заявил, что миссис Хэттридж никогда не получит книгу назад и что дьявол показал ему, как надо читать. Маргарет Спир (так звали служанку) воскликнула: "Господи, благослови меня!", но мальчик только рассмеялся. В руках у него появилась шпага, и он стал грозиться убить всех обитателей дома. Он сказал, что никто не сможет помешать ему войти, потому что дьявол способен сделать его сколь угодно большим или маленьким и вообще превратить в любое существо, какое он только пожелает. Затем мальчик бросил камень в окно. Выглянув наружу, испуганная девушка увидела, что он поймал индюка и убегает с ним в лес. Правда, птице удалось высвободиться из его рук.
Затем девушка увидела, как Мальчик начал копать шпагой землю. Он заявил, что "роет могилу для трупа, который очень скоро появится в этом доме". После этого он поднялся в воздух и улетел.
Потом все было спокойно до 15 февраля. В этот день одежда миссис Хэттридж начала передвигаться по комнате, а затем оказалась лежащей на кровати, приняв форму трупа. К этому времени по городу расползлись слухи о сверхъестественных явлениях, и люди стали заходить в дом, чтобы разузнать, в чем дело. Среди них был и новый пресвитерианский пастор. Но никто не смог помочь. Однажды ночью миссис Хэттридж разбудила сильная боль в спине, как будто туда ей вонзили нож. Боль нарастала, состояние миссис Хэттридж все ухудшалось, и 22 февраля она умерла. В последние дни до смерти ее одежда продолжала загадочным образом путешествовать по дому. Среди горожан шли пересуды о том, что смерть миссис Хэттридж явилась результатом колдовства.
27 февраля, чтобы поддержать молодую миссис Хэттридж, приехала служанка по имени Мэри Дунбер. В первую же ночь на Дунбер стали сыпаться несчастья необъяснимого происхождения. Ее одежда оказалась разбросанной, а один из ее фартуков -~ завязанным пятью узлами. Она развязала их, после чего нашла фланелевый чепец покойной миссис Хэттридж. На следующий день у нее внезапно начались сильнейшие болевые схватки в бедре, появились припадки и бред.
Дунбер заявила, что некие женщины колдовали против нее. Во время двух припадков она описала их и назвала имена: ДженетЛистон, Элизабет Селлер, Кэт Мак-Калмонд, Дженет Карсон, Дженет Мин, Дже-нетЛетимер и "миссис Энн". Названные женщины были арестованы и преданы суду. Когда кто-то из них оказывался около Дунбер, о чем она обычно не знала, у последней случался припадок, появлялись слуховые и зрительные галлюцинации, в которых она видела своих мучителей, ее начинало рвать огромным количеством перьев, ваты, пряжи, булавок и пуговиц. Она постоянно заводила разговор с мерещившимися ей ведьмами и так неистово билась и металась, что только трое сильных мужчин были в состоянии ее удержать. По показаниям викария из Белфаста, д-ра Тисдэлла, во время припадков у нее язык часто проваливался в гортань, так что казалось, что она сейчас задохнется, а корень языка, наоборот, вылезал в рот.
Дунбер заявила, что ее мучительницы не разрешали ей покидать свою комнату. Как только она собиралась на какое-то время выйти из комнаты, с ней случался припадок. Один свидетель показал, что видел, как на ,ее запястье таинственным образом появился сплетенный из пряжи браслет. Дунбер сказала также, что ее мучительницы внушали ей, что на суде она не сможет дать показания против них. Действительно, во время процесса она потеряла дар речи и сидела бесчувственно и неподвижно, как будто в трансе; Позднее она заявила, что в течение всего процесса находилась во власти троих из обвиняемых.
Согласно описанию процесса в "Истории Каррикфергуса", написанной Мак Скимином, "было также установлено, что в доме слышались скребущие звуки и свист, а в комнатах ощущался запах, [подобный запаху] сероводорода, что по дому разбрасывались камни, торф и тому подобное, что покрывала часто сами поднимались с кроватей и принимали форму трупов, а привидение, одетое в ночную сорочку, однажды вышло из комнаты и прошло на кухню!" Ни у одной из подсудимых не было адвоката, и все они отрицали, что применяли КОЛДОВСТВО, а "одна из них, самой неприглядной наружности и поэтому особо подозрительная, призывала Бога в свидетели того, что ее оклеветали". "Согласно протоколу суда, расследование внесло ясность в их личности, о некоторых были получены неблагоприятные отзывы, причиной чему послужили, казалось бы, не столько реальные факты, сколько их [собственный] неприглядный внешний вид. Из показаний, дававшихся под присягой, было установлено, что большинство из них получило причастие, некоторые довольно поздно, часть из них были трудолюбивыми работящими женщинами, о которых было известно, что они вместе со своими семьями посещают церковь - как на публичных службах, так и в частном порядке; почти все могли прочесть "Отче наш..." Все были пресвитерианками". Процесс продлился недолго - с 6 часов утра до 2 часов дня. По мнению судьи Аптона, улик для обвинения было недостаточно. У него не было сомнений в том, что недуг мисс Дунбер имел "сверхъестественную и дьявольскую природу", но, если подсудимые и вправду были ведьмами и состояли в сговоре с дьяволом, "едва ли можно было бы ожидать, что они стали бы так прилежно посещать службы, как публичные, так и частные". Он убеждал суд присяжных, что вердикт виновности не может быть вынесен единственно на основании видений больного человека. Однако присяжные придерживались другого мнения и вынесли приговор "виновны" для всех подсудимых. Подсудимые были приговорены годному году тюрьмы и к позорному столбу. К позорному столбу они вставали четырежды за время своего заключения, и там их забрасывали яйцами и капустными кочерыжками одна из женщин в результате лишилась глаза.
В Е Д Ь М Ы
(witches)
Это те, кто занимается КОЛДОВСТВОМ, хотя в разных культурах в это слово вкладывается разный смысл. Как правило, ведьмы сведущи в ВОЛШЕБСТВЕ и магических искусствах При помощи ритуалов, ЗАКЛИНАНИЙ, ЧАР, вызывая духов ,они манипулируют сверхъестественными силами для достижения добрых или злых целей. Ведьмы обладают способностью , становиться невидимыми, изменять облик ,наделены даром ясновидения, контролирования погоды ,убивать на расстоянии и иногда исцелять прикосновением .Вера в ведьм, колдунов и магов существовала повсеместно, начиная с доисторических времен. Колдовством занимались и мужчины, и женщины, но в западной культуре сложилось представление о ведьме, как преимущественно о женщине.
Слово "witch" ("ведьма") происходит от староанглийского слова "wicce", которое в свою очередь образовалось от корня "wikk-", означавшего колдовство и магию. Многие ведьмы считают, что слово "witch" ("ведьма") означает "wise "("мудрый") или "wisdom" ("мудрость"); таким образом, ведьма - это мудрый человек, а колдовство - ремесло мудрых.
Однако слово "wicca" происходит от германского корня "wic", означающего "сгибать", "поворачивать"; это применимо к колдовству в том смысле, что ведьмы могут подчинять себе силы, чтобы добиться Действенных изменений. Мужской род от "wicce" - "wicca"
В романе "Метаморфозы" Апулей описывает Мерое, старую ведьму, хозяйку гостиницы:
"Она способна опустить небо и поднять вверх землю, иссушить источники, смести горы, вызвать духи умерших. Она может лишить силы богов, погасить звезды и зажечь саму Преисподнюю.
Если владелец соседней гостиницы не ответит ей на любовь, она превратит его в лягушку, а наказавшего ее судью - в барана".
Ведьмы классических времен могли навести СГЛАЗ. Цицерон писал о женщинах с двумя глазными яблоками в одном глазу, а Овидий и Плутарх - о яде, содержащемся в глазах ведьм.
В Библии неоднократно упоминается Колдовство, ведьмы, колдуны, "те, кто имел прирученных духов", заклинатели и волшебники, "которые визжат и бормочут". Наиболeе известно библейское изречение, которое в средние века и Возрождение любили цитировать охотники на ведьм, из книги "Исход" 22:18: "Ворожеи не оставляй в живых". Однако уже в 1584 году Реджинальд Скот в "Открытии колдовства" отмечал, что древнееврейское слово, переводимое как "ворожея", обычно означает гадателей, астрологов, отравителей, жонглеров - а не тех, кого подразумевали под ведьмами в христианской демонологии. По мнению историка Генри Чарльза Ли, "колдовство", упоминаемое в Библии, в большинстве случаев означало ГАДАНИЕ. Евреи занимались магией и колдовством, в которых использовались рецепты снадобий из трав, заклинания, дурной глаз, АМУЛЕТЫ и ТАЛИСМАНЫ, НЕКРОМАНТИЯ и гадания, однако это не считалось, как позже в христианстве, по своей сути дьявольским или вредоносным.
Во время истерии охоты на ведьм в Европе, начавшейся в XV и закончившейся в XVIII веке, ведьмы считались еретиками, поклонявшимися ДЬЯВОЛУ и занимающимися омерзительными делами, такими как ЗЛЫЕ ЧАРЫ, изменение облика, оргиастические танцы, совокупление с демонами, каннибализм, вампиризм и полеты по воздуху. "Писание утверждает, что существуют бесы и ведьмы и что они являются врагами рода человеческого", заявлял ИНКРИЗ МАТЕР в "Состояниях сознания" в 1693-м. Джон Уэг-стафф, писатель, широко известный в Англии и Новой Англии в конце XVII ве-ка, характеризуя ведьм, сравнивал из с Иезавель, финикийской принцессой, которая, по Библии, в IX веке до н. э. стала женой царя Ахава и учредила культы финикийских богов - Ваала и Ашерах (АСТАР-ТЫ). Жрец, который ненавидел и презирал ее, выбросил царицу из окна, и она разбилась насмерть, моля Бога, чтобы тот уничтожил род Ахава. По мнению Уэгетаффа, "в Библии вы часто встретите, что колдовство идет рука об руку с блудом. Блуд и проституция означают идолопоклонство, а колдовство - искусство вовлечения мужчин в идолопоклонство. Распутство Иезавели являлось формой идолопоклонства, а при помощи колдовства она защищала жрецов Ваала".
Шотландцы всегда считались народом, обладающим тягой ко всему таинственному и мистическому, склонностью к возмущению против обыдинной жизни и необычайному воображению. Приведем в пример случай с Изабель Гоуди, так называемой олдерской ведьмой, которая в 1662 году сотворила легенду, прославившую ее на века. Выйдя замуж за за фермера и оставшись бездетной, она впала в депрессию, тем более, что с ней оказался грубый, неотесанный мужлан. И тогда-то Изабель неожиданно заявила, что встретила "человека в сером" и что он окрестил ее как ведьму в Олдерской церкви. Далее она поведала о шабаше ведьм (их было тринадцать) и о своей способности превращаться в зайца или кошку. Изабель утверждала, что не раз вступала в половую связь с демонами и даже с самим дьяволом. Ситуация в общем-то простая: молодая женщина, разочарованная сексуально, просто дала волю своему воображению и попала в плен собственных фантазий. В основном эти фантазии были мазохистскими, в которых "ее крестили собственной кровью , ее высасывал Дьявол, и затем демоны ее били и совершали половой акт с нею". Неизвестно, чем кончила свою жизнь олдерская ведьма и ее последовательницы. Скорее всего, их сожгли, как положенно было в те времена, на костре. Но не стоит утверждать, что все колдовство от XIII до XVIII века может быть сведено только к воображению и сексуальным растройствам.
Известно, что многие люди обладают оккультными способностями - от "умения читать характер" до возможности вызывать "сверхъестественные явления". Такие способности более присущи деревенским, нежели городским жителям, и женщинам более, чем мужчинам. Достаточно вспомнить, как загубила репутацию замечательной предсказательницы Джоанна Сауткотт, в 1814 году во всеуслышанье заявившая, что собирается родит Князя Мира, будучи девственницей, и продемонстрировала все признаки беременности - кроме ребенка.
Колин Уилсон в своих работах утверждает, что в традициях оккультизма рассматривать женщину как зло. В нумерологии женское число 2, которое означает мягкость, покорность, нежность, является также и числом дьявола. Так, индусская богиня Кали, богоматерь, одновременно является богиней жестокости и разрушения. Женщины скорее обращаются к чувствами иинтуиции, чем к логике. Ассоциации женщины со сзлом возникает из ситуации, в которой женское принимает на себя мужскую роль.
Наименее привлекательные черты христианства: мысль о тмо, что секс - это грех, слащавые представления о добродетели, подавление женской идеи доброты, всегда вызывали в ответ тривиальность и злобу. Так кто же такие ведьмы? У нас этот термин берет начало от древнерусского "ведь" - знание, колдовство, ведовство. Подчеркивалось при этом, что как и в других странах, наши ведьмы непременно вступали в союз с дьяволом или другой нечистой силой ради ради обретения сверхъестественных способностей - обортничества, уменния летать по воздуху, становиться невидимыми, оживлять неодушевленные предметы. И опять - вера в ведьм на Руси опиралась на христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха. В низшей мифологии ведьмы назывались колдуньями. В разных странах по-разному описывается шабаш ведьм, но в каждом случае упоминается своя Лысая гора, куда в определенное время ведьмы слетаются на сатанинские оргии верхом на помеле, козле или свинье, в которую обычно превращают незадачливого мужчину. Вспомним домработницу Наташу из булгаковского романа "Мастер и Маргарита", которая превратила в борова влюбившегося в нее соседа, оседлав его, счастливо устремилась на бал Сатаны.
Лысая гора в германской средневековой мифологии называется Броккен. Сюда в ночь с 30 апреля на 1 мая ежегодно слетались на метлах и крестианских вилах все немецкие ведьмы, чтобы устроить Вальпургиеву ночь (в день святой Вальпургии), во время которой сексуальные и кровавые оргии перемешивались с кознями ведьм, старавшихся напустить порчу на людей, скот, вызвать пургу с градом, дабы уничтожить посевы. Вот почему во сех германских городах и селениях на кануне Вальпургиевой ночи непременно проводили магическую церемонию изгнания ведьм - возжигали костры, ходили до утра с факелами, звонили во все церковные колокола.
Но ладно - магическое изгнание. В XVI и XVII за ведьм взялись куда серьезнее. Вера в дьявола побудела церковь Западной Европы, а заетм и ее боевой отряд - инквизицию, приступить к огненой чистки всех, кто подозреваем в том, что выбран помощником или слугой дьявола. Правда, первое судилище над ведьмами состоялось куда раньше, в 1264 году, сразу после смерти знаенитого каталического учителя Фомы Аквинского, который первым высказал соображение, что демоны могут завладеть умом и волей человека, заставив его служить себе.
И запылали костры, и вознеслись к небу вопли сжигаемых на них женщин. Но интересно, что эту безумную "охоту на ведьм" церковь постаралась вести в рамках закона и и порадила целую юриспруденцию, оновой которой стал кдекс "Молот ведьм" - сочинение монахов Шпренгера и Инститориса, появившиеся на свет в 1487 году. В сочинении этом немало любопытно выстроенных фактов и предположений. Ведьмы, сказано там, это те, кто в тайне от людей отказались от веры в Святую Троицу и объявили себя врагами всего, что исходит от Боги. А своим повелителем и царем считают дьявола. Посвящение в ведьмы просходит неприменно в колдобине или в навозной куче, а крещение - в купели, наполненной кипящей водой. Каждая женщина, ставшая ведьмой, получает в любовники черта, который помогает ей в дьявольских делах. Посредством волшебстваона может вгонять в тело человека щетину, волос, стекло, гвозди, червей, скорпионов, причиняя людям страшные мучения. Взглянув на человека, они могут извести и засушить его. Ведьмы горазды красть у людей хлеб и другие съесные припасы. Они могут вызвать бесплодие положив под кровать новобрачных волшебные травы или завязав узлы на ремне или шнурке. Они могут вызвать непогоду, бурю, мороз, гром, молнию. И дальше, дальше. Отправляются ведьмы в путешествие обычно через печную трубу, натеревшись перед этим мазью из жира новорожденных детей и различных ростений. На шабаше ведьм ни в одном из кушаний не бывает соли, а иногда Сатана угощает их падалью и другими скверными вещами. Затем он дарит им какой-нибудь новый яд, чтобы творить среди людей новые несчастья. А теперь представьте себе, какой была в народе атмосфера страха пред нечистой силой после таких рассказов! Сотни тысяч ни в чем не повинных женщин стали жертвами таких страхов, попав в умелые руки инквизиторов - монахов ордена святого Доминика. С "ведьмами" они не церимонились. Достаточно было устного доноса, чтобы та или иная женщина "навела порчу на скот", как ее бросали в темницу, пытали каленым железом, ломали кости, обваривали кипятком, а затем придовали "очищающему" огню. Пытаясь избежать страшных пыток, многие женщины признавались в "своей вине" сами. Но участь была одной - "ведма" должна была разделить участь восковой фигурки, которую некоторые колдуньи действитльно бросали в огонь, чтобы навредить кому-то.
Расправа была скорой. В городе Линдгейме обвинили шесть женщин в том, что они вырыли на кладбище труп новорожденного младенца и употребили его для приготовления како й-то чудодейственной мази. Под пытками женщины признались в "преступлении". Но муж одной из них потребовал вскрыть могилу - судьи увидили нетронутый гробик. Как они поступили? Просто. Если уж признались -то виновны и пожалуйте на костер. А то, что труп вернулся на место - это дьявольское наваждение.
На подозрение были все женщины подряд. И те, кто выглядел слишком безобразной, и те, кто выделялся необычной красотой, и те, кто отличался острым умом. Словом, нельзя была никак и ничем выделяться из толпы, почти, как в не столь далекое от нас сталинское время. Размах расправ был необычайным. Достаточно сказать, что в 1577 году во вранцузком городе Тулузе сразу на одном костре сожгли 400 ведьм. В Германии попадались целые области, где после борьбы с ведьмами оставалось по две женщины на многие тысячи мужчин. За годы "охоты на ведьм" погибло несколько миллионов женщин и девушек.
Матушка-Русь оказалась поконсервативней. Правда, и здесь народ с удавольствием отлавливал "вещих женок", "баб богомерзких", "лихих баб", которые якобы управляли погодой, насылали голод доа неуражаи. В 1411 году в Пскове сожгли 12 вещих женок.
Глупостей наделано при преследываниях было, конечно, немало. Когда в 1632 году на Русь дошла весть из Литвы о том, что какая-то рогана (ведьма - по-литовски) наговаривает на хмель, чтобы навести моровое поветрие, так сразу же под страхом смертной казни было указано запретить тот хмель закупать. И все же дыма без огня не бывает. Не зря же сохранилось в Ярославской губернии покоянная песня какой-то забывшей Бога души:
"От коровушкек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала."
При царе Алексее Михайловиче сожгли живьем в срубе старицу Олену - она сама призналась, что чародейскими бумагами да травами портила людей и некоторых учила ведовству. С.В.Максимов в своей книге "Нечистая неведомая силаприводит несколько примеров истинного ведовства.
"Жаловалась бедная девушка, пожелавшая выйти за богатого крестьянина, которомуона не нравилась.
-Ты, если, можно, достань его чулки с ног, - присоветовала ведьма. - Я отстираю их и наговорю воду ночью, и дам тебе три зерна: одно бросишь против его дома; а другое ему под ноги; когда будет ехать; третье - когда он приедет...
Любит мужик чужую бабу. Жена просит совета
-Присматривай на дворе, где петухи дерутся, - рекомендует ведьма, - возьми на том месте змельки горсточку и посыпь ее на постель твоей разлучницы. Станет она с мужем твои вздорить, и он опять полюбит тебя."
Были ведьмы, есть и будут. Надавно в Ступинском районе Подмосковья отошла на тот свет настоящая ведбма, которая призналась перед смертью, что не один