Медитация черпает свое начало в религиозных течениях. Шаманизм, как источник магии и духовных практик можно считать колыбелью чар и медитации. В доисторических цивилизациях использовались повторяющиеся ритмичные песнопения и повторяющиеся сакральные фразы, чтобы связаться с богами или умилостивит их. Трансовые пляски, песнопения, ритуальные действия – все это послужило фундаментом для появления медитативных техник. Старейшие ссылки на медитацию содержатся в Библии, в индуистской традиции ведантизма, в даосизме в Китае и буддизме в Индии.
На западе, в 20-м году до н. э., Филон Александрийский писал о некой форме «духовных упражнений» с участием внимания и концентрации, а в третьем столетии Плотином были разработаны техники медитаций.
Палийский канон считает индийскую буддийскую медитацию шагом на пути к освобождению. Около 100 года н.э. в Китае начинает развиваться медитация дзэн (дзадзэн), а дальше она распространяется на Японию и в ближайшие страны.
Основной целью дзэн является проникновение в истинную природу ума человека. Исследователи учения, практиковавшие дзэнскую медитацию, указывают, что сутью учения является «невыразимое», которое невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину. Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзэн?», выразился следующим образом:
«Он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Это возможно тогда, когда истина эта выражена посредством пера и бумаги, либо облечена в форму софизма; в этих случаях она еще дальше ускользает от нас. Великая истина Дзэна живет в каждом. Загляните внутрь и ищите ее там, не прибегая к чьей-либо помощи».
Ещё один наставник дзэн ответил на тот же вопрос «Что такое дзэн?» так: «Пить чай, есть рис, я провожу свое время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!»
Исламская практика зикр, которая заключается в повторении 99 Имен Бога, зародилась в VIII-IX веках. К XII веку в практику суфизма были включены техники медитаций и его последователи начали практиковать контроль дыхания и повторение святых слов. Взаимодействие с индусами или суфиями, возможно, повлияло на формирование восточно-христианской практики медитации, исихазма, но прямых доказательств этому нет. Между X и XIV веками исихазм стал практиковаться, в частности, на горе Афон в Греции.
Исихазм – христианское учение об исихии (греч. ήσυχία – молчание, покой), священном безмолвии, опиравшееся на многовековой опыт мистиков, особенно широко распространилось в Византии в 30-х гг. XIV в. Основу исихазм составляет тезис о том, что познание истины не может быть результатом научного и вообще логического мышления, наоборот, согласно учению исихазм, сущность Бога непознаваема. Однако между Творцом и творением существует единство, которое может быть осознано путем особого напряжения воли и вследствие снисхождения Благодати. Исихасты проповедовали специальную систему упражнений в «богомыслии», которые приобщали к таинствам созерцания жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, т. н. «умное делание» - концентрацию умственной энергии в области сердца, многократное повторение «Иисусовой молитвы», душевную сосредоточенность.
Западная христианская медитация контрастирует с большинством других подходов в том, что она не предполагает повторения какой-либо фразы или действия и не требует никаких конкретных поз. Западная христианская медитация берет свое начало в шестом веке в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Его четыре формальные ступени, «лестница», были определены монахом Гиго II в XII веке с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как читать, размышлять, молиться, созерцать).
В XVIII веке изучение буддизма распространилось на Запад, где стало занятием интеллектуалов. Светская форма медитации, как западная форма индуистских медитативных техник, появились в Индии в 1950-х годах и попала в США и Европу в 1960-х. Вместо сосредоточения на духовном росте, светская медитация делает акцент на снижении стресса, релаксации и самосовершенствовании. Обе формы медитации, духовная и светская, были предметом научных исследований. Исследования медитации начались в 1931 году, научно-исследовательский интерес резко увеличился в 1970-е и 1980-е года. К началу 70-х годов на английском языке было сделано более тысячи исследований по медитации. Однако, после 60 лет научных исследований, точный механизм работы медитации до сих пор остается неясным.
Концентрация
Концентрация – сосредоточение своего внимания на определенном объекте – внутреннем или внешнем. Все мы периодически практикуем концентрацию, например, сосредоточив все свои мысли на определенной проблеме, мы полностью уходим в нее. В школах и других учебных заведениях преподаватели требуют от учеников полной концентрации на их предмете, чтобы те не рассеивали свое внимание на другие вещи/мысли. Для практики концентрации важно очистить голову от посторонних мыслей и всецело думать об объекте упражнения.
Рассеянные люди – живой пример слабой самодисциплины и концентрации. Такие люди постоянно что-то теряют, забывают, не могут долго уделять внимание определенному делу, зачастую у них так же слабая сила воли, да и психика лабильна. Им бы не помешало заняться медитацией, поработать над собой.
Но как все же связаны между собой два понятия «концентрация» и «медитация». Медитация – это высшая форма концентрации; медитация – следующая ступенька идущая следом за овладением концентрацией. Следовательно, и начинать вашу практику, уважаемые боевые маги, мы будем с концентрации. Ну не будем лить воду, а скорее перейдем к делу.
Упражнение №1 – часы
I. Вы садитесь перед часами и смотрите на перемещение секундной стрелки. Смотрите, как она отмеривает каждую секунду, при этом исключите из головы все лишние мысли. Думайте только о стрелке и смотрите на нее, пока не почувствуете легкую усталость глаз. Во время упражнения желательно смотреть не мигая, «сверля» стрелку взглядом, но не насиловать себя, перенапрягаясь.
Продолжительность упражнения на первых порах 1-2 минуты, за неделю довести до 15 минут. Время тренировки – утро и/или вечер.
II. Для этого вам понадобятся часы, которые каждую секунду отмеряют звуком (щелчком, цокотом) так, чтобы вы могли по звуку часов считать секунды.
Садитесь (ложитесь) в комнате с часами, закройте глаза, отключите все, что может отвлекать от упражнения. Теперь полностью сосредоточьтесь на слушании хода секундной стрелке. Как она щелчок за щелчком обходит круг, отмеряя время. Как и в предыдущей части с часами вы должны полностью очистить свой мозг от мыслей, заполнив его звуком идущих часов, слейтесь с ним.
Продолжительность и время для упражнения, как и в предыдущей части упражнения.
Упражнение №2 – картина
Берем картину, репродукцию или абстрактный рисунок, садимся удобно напротив нее, в хорошо освещенной комнате. Сосредоточьте свое внимание на деталях картины, находящейся пред вами, скользите, не спеша, по ней взглядом отмечая все больше и больше деталей. Старайтесь с каждым просмотром находить такие элементы, которые до этого не замечали.
Упражнение проводите в любое время до состояния легкой усталости, пока раз за разом вы не изучите картину, прочувствуете ее до мелочей. Затем можете взять другую картину, либо разрисованную вазу.
Упражнение №3 – многоэтажка
Когда вы будете подниматься по ступенькам, попробуйте их сосчитать, при этом каждый шаг совершайте как размеренное приближение к мастерству. Поднимайтесь по ступенькам (желательно специально отправиться с этой целью к многоэтажным домам) сосредоточившись на том, какие мышцы у вас при этом задействованы, как работают суставы, сердце… При этом не забывайте считать сколько ступенек вы прошли.
Это упражнение помогает развивать концентрацию в повседневной жизни, к тому же его можно практиковать в любое время суток, имея лишь намерение самой практики.
Упражнение №4 – продукты питания
Как видно из названия, вы будете использовать в качестве объекта концентрации свою обыденную пищу. Это довольно несложное упражнение. Все, что вам необходимо будет сделать, так это только кушать как обычно, но при этом, вы должны полностью сосредоточится на приеме пищи, на структуре продуктов, на вкусе и т.п. Чем больше вы отметите особенностей определенного продукта, тем лучше. Сравнивайте блюда, попробуйте подобрать к одному продукту наиболее подходящий на ваш вкус другой продукт. Но, главное, не стоит руководствоваться при этом уже наработанным жизненным опытом и навешенными ярлыками; просто вырабатывайте свой личный вкусовой диапазон, познавая то, что кушаете.
Упражнение №5 – Огонь
Установите пред собой в темной комнате зажженную свечу (лучше черного или темно-синего цвета) на расстоянии 30-40 см. Пламя свечи должно находиться не выше уровня глаз. Очистите свой разум и пристально смотрите на живой огонек. Все возникающие мысли можете направлять в огонь, мысленно представляя, как мешающая вам мысль находится в вашей голове в образе сгустка энергии (можно представить и образ какого-то существа). Направьте при помощи силы Воли эту мысль прямиком в центр огня свечи и представьте, как она сгорает.
Смотрите до тех пор, пока глаза не начнут уставать. Лучшее время для проведения тренировки – утренняя и вечерняя зорьки (восход и закат солнца), а так же время ближе к полуночи.
Упражнение №6 – Окружающий мир
Еще одно несложное упражнение. Его можно будет, как и №3 выполнять в повседневной жизни, не создавая специальных условий.
Если вы находитесь в общественном транспорте, понаблюдайте за муравейником под названием «город», посмотрите, как люди бегают и снуют туда-сюда, каждый озабоченный своей проблемой. Посмотрите, как деревья отвечают на дуновение ветра, колышась, шелестя листьями. Понаблюдайте за летающими птицами, копошащимися воробьями и т.п. Вокруг вас так много объектов концентрации! Так почему же не использовать свободную минутку с пользой для себя, поднимаясь по ступеням мастерства?! Вот поэтому и практикуйте подобное, но не забывайте откидывать мысли и свои мнения. Смотрите не анализируя, а просто сосредоточившись на объекте.
На западе, в 20-м году до н. э., Филон Александрийский писал о некой форме «духовных упражнений» с участием внимания и концентрации, а в третьем столетии Плотином были разработаны техники медитаций.
Палийский канон считает индийскую буддийскую медитацию шагом на пути к освобождению. Около 100 года н.э. в Китае начинает развиваться медитация дзэн (дзадзэн), а дальше она распространяется на Японию и в ближайшие страны.
Основной целью дзэн является проникновение в истинную природу ума человека. Исследователи учения, практиковавшие дзэнскую медитацию, указывают, что сутью учения является «невыразимое», которое невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину. Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзэн?», выразился следующим образом:
«Он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Это возможно тогда, когда истина эта выражена посредством пера и бумаги, либо облечена в форму софизма; в этих случаях она еще дальше ускользает от нас. Великая истина Дзэна живет в каждом. Загляните внутрь и ищите ее там, не прибегая к чьей-либо помощи».
Ещё один наставник дзэн ответил на тот же вопрос «Что такое дзэн?» так: «Пить чай, есть рис, я провожу свое время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!»
Исламская практика зикр, которая заключается в повторении 99 Имен Бога, зародилась в VIII-IX веках. К XII веку в практику суфизма были включены техники медитаций и его последователи начали практиковать контроль дыхания и повторение святых слов. Взаимодействие с индусами или суфиями, возможно, повлияло на формирование восточно-христианской практики медитации, исихазма, но прямых доказательств этому нет. Между X и XIV веками исихазм стал практиковаться, в частности, на горе Афон в Греции.
Исихазм – христианское учение об исихии (греч. ήσυχία – молчание, покой), священном безмолвии, опиравшееся на многовековой опыт мистиков, особенно широко распространилось в Византии в 30-х гг. XIV в. Основу исихазм составляет тезис о том, что познание истины не может быть результатом научного и вообще логического мышления, наоборот, согласно учению исихазм, сущность Бога непознаваема. Однако между Творцом и творением существует единство, которое может быть осознано путем особого напряжения воли и вследствие снисхождения Благодати. Исихасты проповедовали специальную систему упражнений в «богомыслии», которые приобщали к таинствам созерцания жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, т. н. «умное делание» - концентрацию умственной энергии в области сердца, многократное повторение «Иисусовой молитвы», душевную сосредоточенность.
Западная христианская медитация контрастирует с большинством других подходов в том, что она не предполагает повторения какой-либо фразы или действия и не требует никаких конкретных поз. Западная христианская медитация берет свое начало в шестом веке в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Его четыре формальные ступени, «лестница», были определены монахом Гиго II в XII веке с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как читать, размышлять, молиться, созерцать).
В XVIII веке изучение буддизма распространилось на Запад, где стало занятием интеллектуалов. Светская форма медитации, как западная форма индуистских медитативных техник, появились в Индии в 1950-х годах и попала в США и Европу в 1960-х. Вместо сосредоточения на духовном росте, светская медитация делает акцент на снижении стресса, релаксации и самосовершенствовании. Обе формы медитации, духовная и светская, были предметом научных исследований. Исследования медитации начались в 1931 году, научно-исследовательский интерес резко увеличился в 1970-е и 1980-е года. К началу 70-х годов на английском языке было сделано более тысячи исследований по медитации. Однако, после 60 лет научных исследований, точный механизм работы медитации до сих пор остается неясным.
Концентрация
Концентрация – сосредоточение своего внимания на определенном объекте – внутреннем или внешнем. Все мы периодически практикуем концентрацию, например, сосредоточив все свои мысли на определенной проблеме, мы полностью уходим в нее. В школах и других учебных заведениях преподаватели требуют от учеников полной концентрации на их предмете, чтобы те не рассеивали свое внимание на другие вещи/мысли. Для практики концентрации важно очистить голову от посторонних мыслей и всецело думать об объекте упражнения.
Рассеянные люди – живой пример слабой самодисциплины и концентрации. Такие люди постоянно что-то теряют, забывают, не могут долго уделять внимание определенному делу, зачастую у них так же слабая сила воли, да и психика лабильна. Им бы не помешало заняться медитацией, поработать над собой.
Но как все же связаны между собой два понятия «концентрация» и «медитация». Медитация – это высшая форма концентрации; медитация – следующая ступенька идущая следом за овладением концентрацией. Следовательно, и начинать вашу практику, уважаемые боевые маги, мы будем с концентрации. Ну не будем лить воду, а скорее перейдем к делу.
Упражнение №1 – часы
I. Вы садитесь перед часами и смотрите на перемещение секундной стрелки. Смотрите, как она отмеривает каждую секунду, при этом исключите из головы все лишние мысли. Думайте только о стрелке и смотрите на нее, пока не почувствуете легкую усталость глаз. Во время упражнения желательно смотреть не мигая, «сверля» стрелку взглядом, но не насиловать себя, перенапрягаясь.
Продолжительность упражнения на первых порах 1-2 минуты, за неделю довести до 15 минут. Время тренировки – утро и/или вечер.
II. Для этого вам понадобятся часы, которые каждую секунду отмеряют звуком (щелчком, цокотом) так, чтобы вы могли по звуку часов считать секунды.
Садитесь (ложитесь) в комнате с часами, закройте глаза, отключите все, что может отвлекать от упражнения. Теперь полностью сосредоточьтесь на слушании хода секундной стрелке. Как она щелчок за щелчком обходит круг, отмеряя время. Как и в предыдущей части с часами вы должны полностью очистить свой мозг от мыслей, заполнив его звуком идущих часов, слейтесь с ним.
Продолжительность и время для упражнения, как и в предыдущей части упражнения.
Упражнение №2 – картина
Берем картину, репродукцию или абстрактный рисунок, садимся удобно напротив нее, в хорошо освещенной комнате. Сосредоточьте свое внимание на деталях картины, находящейся пред вами, скользите, не спеша, по ней взглядом отмечая все больше и больше деталей. Старайтесь с каждым просмотром находить такие элементы, которые до этого не замечали.
Упражнение проводите в любое время до состояния легкой усталости, пока раз за разом вы не изучите картину, прочувствуете ее до мелочей. Затем можете взять другую картину, либо разрисованную вазу.
Упражнение №3 – многоэтажка
Когда вы будете подниматься по ступенькам, попробуйте их сосчитать, при этом каждый шаг совершайте как размеренное приближение к мастерству. Поднимайтесь по ступенькам (желательно специально отправиться с этой целью к многоэтажным домам) сосредоточившись на том, какие мышцы у вас при этом задействованы, как работают суставы, сердце… При этом не забывайте считать сколько ступенек вы прошли.
Это упражнение помогает развивать концентрацию в повседневной жизни, к тому же его можно практиковать в любое время суток, имея лишь намерение самой практики.
Упражнение №4 – продукты питания
Как видно из названия, вы будете использовать в качестве объекта концентрации свою обыденную пищу. Это довольно несложное упражнение. Все, что вам необходимо будет сделать, так это только кушать как обычно, но при этом, вы должны полностью сосредоточится на приеме пищи, на структуре продуктов, на вкусе и т.п. Чем больше вы отметите особенностей определенного продукта, тем лучше. Сравнивайте блюда, попробуйте подобрать к одному продукту наиболее подходящий на ваш вкус другой продукт. Но, главное, не стоит руководствоваться при этом уже наработанным жизненным опытом и навешенными ярлыками; просто вырабатывайте свой личный вкусовой диапазон, познавая то, что кушаете.
Упражнение №5 – Огонь
Установите пред собой в темной комнате зажженную свечу (лучше черного или темно-синего цвета) на расстоянии 30-40 см. Пламя свечи должно находиться не выше уровня глаз. Очистите свой разум и пристально смотрите на живой огонек. Все возникающие мысли можете направлять в огонь, мысленно представляя, как мешающая вам мысль находится в вашей голове в образе сгустка энергии (можно представить и образ какого-то существа). Направьте при помощи силы Воли эту мысль прямиком в центр огня свечи и представьте, как она сгорает.
Смотрите до тех пор, пока глаза не начнут уставать. Лучшее время для проведения тренировки – утренняя и вечерняя зорьки (восход и закат солнца), а так же время ближе к полуночи.
Упражнение №6 – Окружающий мир
Еще одно несложное упражнение. Его можно будет, как и №3 выполнять в повседневной жизни, не создавая специальных условий.
Если вы находитесь в общественном транспорте, понаблюдайте за муравейником под названием «город», посмотрите, как люди бегают и снуют туда-сюда, каждый озабоченный своей проблемой. Посмотрите, как деревья отвечают на дуновение ветра, колышась, шелестя листьями. Понаблюдайте за летающими птицами, копошащимися воробьями и т.п. Вокруг вас так много объектов концентрации! Так почему же не использовать свободную минутку с пользой для себя, поднимаясь по ступеням мастерства?! Вот поэтому и практикуйте подобное, но не забывайте откидывать мысли и свои мнения. Смотрите не анализируя, а просто сосредоточившись на объекте.