С появлением человекообразной обезьяны 15 миллионов лет назад заканчивается длинный путь развития обитающих на деревьях млекопитающих. Уже через следующие 10 миллионов лет были представлены все живущие сегодня виды человекообразных обезьян: гиббон, орангутанг, шимпанзе и горилла.
ЧЕЛОВЕК
Более чем 4 миллиона лет назад развитие гориллы и шимпанзе и развитие до сегодняшнего дня неизвестного человекоподобного существа разделилось. Вероятно, череп этого предка человека был маленьким (350 см3), передвигался он на четвереньках, это означает, что он мог
передвигаться на всех четырех конечностях, но мог и держать в руках предметы. Предполагается, что он более умело обходился с палками и другими предметами по сравнению с живущим сегодня шимпанзе, нашим ближайшим родственником.
Долгое время считалось спорным, действительно ли человек произошел от обезьяны. Учрежденные церкви бушевали против этого богохульства, так как в Ветхом Завете говорится, что человек был создан по подобию бога. Нападкам подвергся прежде всего английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин, чьи положения об естественном отборе часто не понимались и основательно искажались.
Сравнивая хромосомы человека и человекоподобной обезьяны, сегодня мы с уверенностью можем сказать, что Дарвин был прав в своих взглядах.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Генетическое сходство человека и обезьяны становится ясным при сравнении хромосом человека (слева в паре) и шимпанзе (справа в паре). То, что у обезьян 24 пары хромосом, а у человека только 23 пары, не играет никакой роли: две пары хромосом обезьяны соответствуют, если соединить их концы, определенной паре хромосом человека (паpa 2), которая разделилась когда-то в процессе эволюции.
Ископаемые материалы из Африки подтвердили, что уже 4 миллиона лет назад жило высокоразвитое существо — австралопитек (лат. austral - южный и греч. pithekos — обезьяна).
Это древнейший из известных предков современного человека, строение тазовых костей позволяло ему держаться прямо и передвигаться на двух конечностях. Высвобожденные руки и довольно большой объем черепа — он
достигал уже 450 см - позволяли ему изготовлять и использовать простейшие орудия из камней.
Наряду с ним существовал второй вид человекоподобных существ, которые были больше по размеру и чей обьем черепа составлял примерно 750 см3 — австралопитек сильный (примитивная южная обезьяна).
Примерно полтора миллиона лет назад появился первый человек (Homo erectus. лат. homo — человек, erectio
— прямоходящий). Его череп и скулы были еще примитивны, но тазовые кости уже походили на таз современного человека и позволяли осуществлять прямую походку. У него был ярко выраженный лоб, существенно больший по размеру мозг (до 1100см3) и более сильное тело. Он был более способен и ловок в изготовлении орудий из камней, "приручил" огонь и был хорошим охотником.
После промежуточных ступеней с Homo praesapiens, "ранним неандертальцем", тропическим неандертальцем, азиатским неандертальцем и поздним неандертальцем 100 тысяч лет назад появился Homo sapiens — "разумный человек". Он отличался от прямоходящих объемом мозга, размер которого достиг наибольшей величины примерно полмиллиона лет назад. Если объем мозга в течение предыдущих ста тысяч лет увеличился только на 16 см3, то в последующие каждые сто тысяч лет — на 164 см3. Это бешеное развитие закончилось только 250000 лет назад, когда тело человека уже полностью походило на тело современного человека.
Во всей истории развития жизни нет другого такого органа, который бы еще так быстро развивался, как мозг. Как же объясняется такое его стремительное развитие?
Два миллиона лет назад наступило изменение климата
— начался ледниковый период. В эти тяжелые для всего живого времена менее всех приспособленный человек должен был активизировать всю свою находчивость и изобретательность, чтобы выжить.
И действительно, под воздействием условий окружающей среды он стал разумнейшим существом.
Какой фактор сыграл важнейшую роль в эволюции человеческого разума? Согласно Дарвиновскому учению о естественном отборе, суровый климат ледникового периода, изготовление орудий труда и речь вместе обусловили
заметное увеличение объема мозга, о чем свидетельствуют останки ископаемых последнего миллиона лет. Приблизительно сто тысяч лет назад мозг достиг своего сегодняшнего обьема, и на этом его рост прекратился. Человеческое тело приняло его сегодняшнюю форму уже на несколько сотен тысяч лет раньше, и на этом развитие мозга и тела закончилось. (Чтобы лучше понять это, воспроизведем этот процесс в нашем воображении с помощью Упражнения XXV1/2: ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАМЯТЬ).
Результатом всего этого явилось появление нового существа, полного сил, разума и творческой энергии. Homo erectus (прямоходящий) превратился в Homo sapiens, разумное существо.
СМЫСЛ ЖИЗНИ
В самом начале было скопление водорода, других газов и тяжелых элементов, которые образовались из материи взорвавшихся древних солнц. Из этой диффузной массы сконденсировались Солнце, Земля и другие планеты нашей солнечной системы. Земля разогревалась, и ее поверхность выдыхала пар и газы. И вскоре на пороге жизни появились первые молекулы. Некоторые из них выживали, другие погибали. Закон Дарвина начал действовать. Живые организмы развивались, подгоняемые неумолимым давлением со стороны окружающей среды по пути мутации и селекции все дальше — к "вершине создания" — человеку.
Вопрос — почему, с какой целью происходило все время совершенствование организации всей неживой и живой материи — с начала всех времен является предметом теологических, философских и естественнонаучных размышлений.
Размышлений, которые никогда не приводили к удовлетворяющему объяснению — и не могли привести. Ведь никто на свете не знает, что было перед "Большим взрывом", что привело к образованию первичной материи, взорвавшейся при этом и образовавшей нашу Вселенную, или откуда она появилась и куда приведет дальнейшее космологическое развитие.
Совершенно бессмысленно ставить вопрос о возникновении жизни, разума и человеческого существования в широком смысле: из этого получатся только гипотезы и теории, которые недоказуемы. Причина тому — слишком короткий период времени нашего земного существования!
Для нашей практической жизни ответы на такие основополагающие вопросы имеют никакого значения.
Так, одно уже подтверждение наблюдаемых и доказанных естественнонаучным способом фактов, что
вся неживая и живая материя как бы принужденно следует закону высшего развития
и из атомов водорода, первоначально являющихся единственной материей, возникла разумная жизнь, позволяет нам понять наше существование и дает обширную ориентацию относительно нашего назначения.
Перед нами, как перед самыми высокоразвитыми существами — по крайней мере, внутри нашей Солнечной системы, — стоит единственная задача — двигать вперед высшее развитие!
Для этого мы можем использовать все ресурсы, которые предоставила нам природа: полезные ископаемые Земли, растения, животные, и без особых размышлений морального плана, так как все низшие формы материи существуют исключительно для того, чтобы служить исходным материалом для высших форм. Из простых атомов водорода образовались все более тяжелые атомы, и низшие организмы — начало той цепочки, завершением которой являемся мы. Понятно, что при этом в наших интересах действовать разумно. Мы не должны лишать себя основ питания или отравлять нашу планету. Выполним, наше эволюционное предназначение.
Каким будет это выполнение, сказать сегодня еще невозможно. И все же можно кое-что предвидеть. Создав компьютерную технологию, мы, возможно, заложили основу к созданию разума, который превзойдет наш, и в соответствии с законом высшего развития однажды поставит под вопрос наше существование.
Камень мудрости нашла природа...
и дала нам разум, чтобы совершенствовать или разрушить создание по своему разумению.
ЧЕЛОВЕК И СУДЬБА
Эволюционный закон развития мог бы быть водой на мельнице тех, кто понятиями "судьба", "покорность судьбе" и высказываниями, подобными: "Это воля судьбы" — пытается объяснить многое, если не все, что с ними случается.
Есть ли судьба на самом деле? Или это только человеком придуманное понятие, чтобы замаскировать свой страх или неспособность справиться с собственными проблемами?
"И все же с силами судьбы не надо сплетать вечного союза" — говорится в стихотворении о колоколе Фридриха Шиллера, великого немецкого поэта, который предупреждает этим, что не следует очень полагаться на эту силу, предопределяющую жизнь и деятельность человека. На ранних стадиях человек так тесно был взаимосвязан с космическими событиями, что идентифицировал себя с ними. Он чувствовал себя неотвратимо вовлеченным в великий процесс становления и исчезновения. Под маской бога, животного, короля или демона он участвовал в природных событиях и чувствовал себя ответственным за все, что происходит в большом, окружающем его космосе. В таком участии еще не было понятия своей "судьбы". Оно появилось только тогда, когда человек каким-то образом получил возможность бороться с событием, которое им распоряжалось, не будучи ему равнозначным.
Действительно ли судьба, неизменная судьба, дана богом или богами, чтобы показывать человеку правильный путь или "наказывать" его, если он отклоняется от этого пути?
Естественно, человек, когда он заболевает, становится жертвой преступления, или член его семьи умирает в результате последствий несчастного случая, спрашивает: "Это судьба? И почему она выпала именно мне? Что я сделал, за что я так наказан?"
Эти вопросы возникают, когда нас постигает горе, мы тяжело страдаем. Неужели все это действительно предусмотрено громадным планом создания?
Там, где имеет место процесс развития, естественно, не обходится без ошибок, причины которых могут заключаться как в самом индивидууме, так и происходить из окружающей среды. Где много движения, не обходится без несчастных случаев. Каждый в отдельности может лишь условно влиять на эти процессы (меньше подвергаться радиоактивному излучению, разумно питаться или ездить на автомобиле, придерживаясь правил безопасности и т.д.), но говорить здесь сразу же о "предопределенности" было бы рискованно. Более уместно здесь понятие "случай".
В нормальных жизненных условиях, в области, в которой вращается человек, которую он сам себе определил, в рамках, которые ему определены согласно его происхождению, воспитанию и образованию, он "сам себе хозяин", он может определить свой жизненный путь, сформировать его и изменить.
Личная свобода отдельного человека связана всегда с личностью и индивидуальным опытом духовного бытия.
В полном исчерпывании имеющихся установок и возможностей осуществляются неповторимость, достоинство и человечность.
Кто воспринимает человека только в его физической форме проявления, форме и существовании его тела, обнаруживает отсутствие свободы, налагающее на него ограничение как собственной природы так и окружающего мира.
Мы привязаны, с одной стороны, к нашим слабостям, агрессивности, аффектам и импульсам, с другой стороны - к историческим условиям, согласно которым мы принадлежим к определенным семьям, расам, местности и религии и становимся людьми с определенными чертами характера.
Если мы в личной свободе предполагаем нашу собственную жизнь, а не коллектив, общество, только тогда наша жизнь приобретает смысл, и наше существование будет протекать между связанностью и свободой. Чем меньше мы опасаемся ответственности за себя, чем решительнее мы действуем не по принуждению или общепринятым нормам, тем свободнее, то есть в соответствии с нашей внутренней сущностью, гарантированной нами самими, мы будем и можем противодействовать тому, что ошибочно обозначается "судьбой".
Если мы берем ответственность за себя, то мы можем организовать нашу жизнь в соответствии с нашими установками. Таким образом, у нас есть выбор, быть королем или рабом, князем или вассалом, жить и действовать в свободе или существовать в тупой зависимости.
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ
Человек всегда ставит вопросы, так как вопросы — составная часть нашей жизни. Если бы мы прекратили задавать вопросы, мы бы сами себя поставили "под вопрос".
Нам нельзя ко всему приклеивать ярлыки и определять все по установленным нормам или оценивать все односторонне субъективно. Это дело каждого в отдельности — сообразно его жизни и способу реализовать себя и занять предопределенное ему место в жизни.
Какая задача ставится перед нами? Поставленная извне, или определенная нами самими?
В предписанных пределах, которые мы по усмотрению можем наполнить нашей энергией, силой и талантом и тем самым можем определить, мы должны найти место, цель, которая для нас является идеалом.
До тех пор, пока мы еще не нашли окончательного для нас решения, пока мы ищем смысл и значение вещей — до тех пор мы удерживаем жизнь от оцепенения и смерти.
Наш мир и наша жизнь в большой степени определяются естественнонаучными и техническими формами и размышлениями. Тенденция нашего времени остается направленной на то, чтобы приспособить нас к условиям индустриализированной и сформированной под воздействием науки действительности и улучшить, усовершенствовать согласно существующим нормам.
Как можем мы существовать и дальше развиваться в этом научном и высокотехнизированном мире?
Вместо лично принимаемых решений на арену вступают разумные расчеты и целевые определения, которые делают "я" объектом все возрастающих во "внешнем" мире требований. И это тоже является следствием или - более того — результатом жизненных ситуаций, вызванных эволюцией.
Здесь снова требуется человек, индивидуум, освободившийся от оков своей физической зависимости посредством своих духовных ресурсов и возможностей.
Принцип "пожирания" является и здесь основополагающим. Добившийся успеха оставляет проигравшего позади, он поглощает его или указывает ему на им же самим созданные рамки, он оставляет его позади на своем пути к успеху. При этом успех — залог дальнейшего развития, целеустремленности, совершенства, поскольку эти качества являются ценностями в человеческой жизни.
Перед нами, а это касается каждого стремящегося вперед, ставится задача посредством наших собственных возможностей, сил, способностей и талантов, осуществить, реализовать смысл нашей жизни, пережить в настоящем смысле.
При этом нам поможет Упражнение XXVI/3: ПОИСК ЛИЧНОСТИ.
Из предыдущей главы мы узнали, что судьба не является мистической силой, которая, как в греческом мире богов, управляет нами по своему усмотрению и желанию.
Перед нами стоит задача управлять своей жизнью и нами самими по собственному сценарию и нести ответственность за это. Эта ответственность распространяется на все социальное и земное окружение, все наше общее жизненное пространство.
РАБОТА НАД СОБОЙ
Что можно еще предпринять, чтобы реализовать себя и достигнуть поставленных целей? Чтобы сделать лучшее в нашей жизни?
Прежде всего, важно определить цели, которые мы будем твердо преследовать и не должны терять из виду. Цель заключает в себе "целительную" силу! Она устраняет все, что находится на ее пути. По этому поводу немецкий поэт и критик Г.Е.Лессинг (1729—1781) сказал: "Самый медлительный, не теряющий своей цели из вида, идет быстрее, чем тот, кто блуждает без цели". Это говорит о том, что мы вначале совершенно точно должны определить, чего мы собственно хотим. Так же, как каждому судну необходим точно вычисленный курс, чтобы достичь своего порта назначения, так и нам нужна цель, задача, которую мы ставим себе.
Естественно, нет никаких гарантий, что мы без трудностей и помех достигнем этой цели. Нам все время надо будет убирать с нашего целенаправленного пути камни или обходить их. И мы все время будем убеждаться в правоте уже многократно подтвержденного факта, что трудности увеличивают энергию целеустремленного человека, в такой степени, что забываются физические слабость и недостатки.
Целеустремленность есть концентрация всех жизненных энергий, души в избранной области — на цель!
Первичным у поставленных нами самими целей является то, что мы твердо верим в то, что они достижимы.
И не надо бояться, так как страх потерпеть неудачу уже обуславливает неудачу. Только твердая вера в успех ведет к успеху.
Мы увидим, что путь к успеху идет через неудачи, которые при объективном рассмотрении, являются составными элементами пути. Если нам все время сопутствуют успехи, то это доказывает, что мы прилежны, но и показывает, что с точки зрения требований мы поставили себе легко достижимую цель, так как мы должны включить также страх неудачи. Неудачи, таким образом, являются не только составляющими нашего успеха, но и нашего характера и нашей личности.
Набивая себе на ошибках "шишки", мы становимся сильнее, умнее и решительней.
Итак, при постановке цели необходимо обращать внимание на следующие пункты:
— упорядочить свою жизнь,
— взвесить все "за" и "против".
- проанализировать собственные возможности и положительные качества,
- выработать промежуточные цели,
- составить временный план и
- запланировать неудачи.
ПУТЬ К ЦЕЛИ
Как же нам распознавать наши цели и как нам узнать, является ли выбранная нами цель правильной для нас?
Прежде всего это идет через путь самопознания. Мы должны основательно изучить себя, должны быть откровенны и честны по отношению к самим себе. Если мы сами себя обманем, это нам больше всего повредит и будет помехой в достижении цели. Мы поступим лучше, если будем судить себя беспощадно и открыто.
Для этого лучше всего составить список. Надо взять лист бумаги и вертикальной чертой разделить его на две половины. На левой стороне пишем "Личный капитал", на правой — "Качества, требующие улучшения".
Под заголовком "Личный капитал" мы записываем все, что мы считаем частью нашей личности.
Сюда относятся психологические свойства (способность к ораторству, сила убеждения, аналитическое мышление), также знания иностранных языков, успешно сданные экзамены и опыт, приобретенный в трудовой деятельности.
Во второй части мы фиксируем все качества, которые требуют улучшения или дополнений.
Этим противопоставлением мы сделали ясный анализ нашей современной жизненной ситуации, и мы можем переходить к составлению временного плана: например, мы определяем срок, необходимый для изучения языка или получения необходимого навыка. При этом обращаем внимание на то, чтобы дать приоритет самым тяжелым заданиям, так как для этого требуется больше сил и энергии, менее тяжелые требуют меньше затрат.
УБЕЖДЕНИЕ И ВЕРА
Как мы достигаем наши цели?
Прежде всего мы твердо должны быть убеждены, что достигнем своих целей. Для этого необходима неопровержимая, несокрушимая вера в собственную личность, которую, как мы знаем из лекции 3, каждый может разбудить в себе. Это придает каждой мысли пробивающую силу.
Следующий мощный помощник для достижения поставленных целей — наше подсознание. В нем мы имеем неисчерпаемый потенциал силы, который помогает нам — если его правильно применять — претворить в жизнь любую из наших целей.
Из материалов предыдущих лекций мы знаем, как мы можем использовать наше подсознание. И мы также знаем, что подсознанием добровольно воспринимается каждая отрицательная и разрушительная мысль, так же как и творческие, положительные и созидательные импульсы.
Это означает, что мы соответственно должны "программировать" наше подсознание. Проделанные в процессе обучения парапсихологии упражнения идут нам при этом на пользу.
Также мы знаем, что неудачи, несчастье или бедность не появляются благодаря каким-то высшим силам, а только благодаря собственной персоне. Мы сами являемся создателями собственных неудач, если перегружаем наше подсознание мыслями о неудачах, несостоятельности, поражении.
Каждая отрицательная мысль воспринимается подсознанием без критики, интегрируется, усиливается и переносится во внешнюю действительность.
Необходимо, чтобы мы давали нашему подсознанию импульсы и указания, полные доверия.
Сюда в основном относится оптимистическая и конструктивная позиция, не только в том, что мы говорим, но и в том, о чем мы думаем и как мы действуем. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы достичь спокойного убежденного радостного отношения и полностью пронизаны этой сознательной универсальностью, достичь наших целей.
В состоянии Пси-сознания мы видим себя уже достигшими наших целей, уже обладающими теми вещами, которые мы себе "представили".
Но и в бодрствующем сознательном состоянии мы должны выключить все отрицательные мысли и ощущения и переключить их на положительные и конструктивные мысли.
Положительный человек стремится к активности, к возвышенному, и оттуда он черпает силу для конструктивного действия. Он видит прогресс и возможности будущего и работает над собой и своим будущим. Он ищет полезное, выгодное и реализуемое и побуждает и других к тому, чтобы не только думать о добре, но и делать добро. Он притягивает как магнит других людей: положительные люди пользуются любовью как передающие энергию люди. Постоянно он стремится к действию и мотивирует это собственными достижениями.
Если мы терпим поражение, то мы должны настроиться на радостное внутреннее состояние, потому что действие и чувствование идут нога в ногу. В то время, как находящиеся под непосредственным контролем воли действия можно регулировать, можно регулировать и чувства, которые не подчиняются воле. Но все же нельзя оставаться только при голых мыслях, мечтах и намерениях: мысли, воля и поступки должны составлять единое целое, чтобы претворить в жизнь и идеалы и цели.
СИЛА. ПРИОБРЕТЕННАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимая для достижения цели сила или энергия производится в процессе действий.
Чем оптимистичнее и деятельней мы приближаемся к нашим целям, тем больше энергии мы получаем.
Мы сами производим энергию, необходимую нам для продвижения вперед на избранном нами самими пути.
Для достижения наших целей, необходима наряду с большой энергией и выдержка. В процессе превращения наших желаний в реальность она играет решающую роль. Силой воли и выдержкой мы можем свернуть горы, так как отсутствие выдержки является основной причиной неудачи. Мы должны развивать настойчивость. Для развития и духовного центрирования настойчивости необходимы следующие предпосылки:
— ясные цели,
- реалистичная оценка своих возможностей,
- положительный настрой,
- интеграция неудач в качестве конструктивных элементов,
- реалистичное вдохновение,
- способность представления.
НАШ СОБСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Каждый из нас носит в себе духовный образ своей личности, образ четкий до мельчайших подробностей и воспроизводящий суть человека. Этот образ формируется представлениями, идеями и переживаниями.
Мы должны стараться каждый день перепроверять свой образ и при необходимости корректировать его.
Должны постоянно добавлять новые черты и устранять другие.
Будучи самокритичными, мы можем определить отличие созданного образа от нашего нынешнего состояния. Неустанно мы стремимся развивать новые и положительные импульсы, чтобы энергично и безошибочно достичь поставленных целей. При этом мы всегда ведомы мыслью: "Это мне удастся! Я сделаю это! Я могу, я хочу, я буду!"
Посредством этих самовнушений мы шаг за шагом реализуем наш образ, и вскоре появляются маленькие успехи, придающие нам силу и способствующие возникновению новых сил. Таким образом развивается "цепная реакция", которая утверждает нас самих и наши намерения.
Так как ничто нас так не окрыляет, как успех — успех всегда порождает успех,— мы с любовью расписываем наш собственный образ до мельчайших подробностей и вкладываем в это квалифицированно и целенаправленно наши сознательную силу представлений и бессознательные движущие силы.
Известно, что наши чувства, действия и поступки в основном совпадают с находящимся в нас образом, мы поступаем всегда так, как мы видим себя внутренне, сознательно или несознательно. Никто не может действовать иначе, в противовес своему внутреннему образу.
Отрицательный собственный образ может быть изменен посредством сознательной концентрации, самовнушения, медитации. Мы можем себя в буквальном смысле слова "перепрограмировать", мы можем превратиться из неудачника в удачливого человека, из подавленного в радостного, из пессимистичного в деятельного. Таким образом, из того, что мы прежде считали негативным, мы можем в течение короткого времени сделать положительное.
И обратим внимание на следующее. Не завтра начинать, а сегодня. Потому что сегодняшний день — "первый" в оставшейся части нашей жизни. Поэтому не нужно больше тянуть, надо сразу же начинать работать над своим новым собственным образом.
Со временем наше сознание формирует подсознание, потому что оно продолжает работать и день и ночь. Определенный образ, который мы себе представляем, проецируется нашими мыслями сначала в сознание, потом в подсознание, погружается туда и развивается дальше.
Так мы можем в подлинном смысле подкармливать наше подсознание представлениями, мыслями и образами силы, успеха, радости, мужества, победы над видимыми превратностями судьбы.
Мы должны знать, что наши мысли и ощущения обладают не только излучающей силой, но и силой притяжения:
Тем, что мы "излучаем", мы и притягиваем как магнит, все равно, касается ли это счастливых "случайностей" или людей, которые имеют важное значение для нашего продвижения вперед.
ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ УСПЕХОВ
Было бы хорошо завести маленькую книжечку для занесения в нее всех своих намерений и планов, куда не было бы доступа чужому глазу. То есть вести дневник о своих успехах.
В этом заключается глубокий психологический смысл:
посредством письменного фиксирования мысли запечатлеваются особенно глубоко, запоминаются еще лучше, лучше удерживаются и оседают еще глубже.
Мы фиксируем все шаги, предпринимаемые и предпринятые нами. Таким образом мы много узнаем о своих успехах, и мы можем "пришпорить" там, где обнаруживаем недостатки. Прежде всего мы должны обращать внимание на то, чтобы писать о своем продвижении вперед чисто и разборчиво. Это принуждает нас к точному аналитическому анализу и направляет наши мысли в нужное русло.
В конце каждой недели берем свои записи и на отдельном листе записываем все свои слабые стороны. Это способствует их целенаправленному выделению, эффективной и конструктивной обработке и последующему устранению.
ОБЗОР ДНЯ
Вечерний обзор дня оказывает существенную помощь на пути собственного развития и самореализации.
Это действенная мера, которая заключает в себе положительную воспитательную ценность, которую невозможно измерить материальными ценностями.
Мы окидываем взглядом наш день в обратном порядке, то есть начинаем с того, что произошло в последнюю очередь: сначала рассматриваем, то, что имело место перед отходом ко сну, в заключение — пробуждение и подъем.
Опыт показывает, что такое рассмотрение событий дня сильнее вызывает силы нашего "Я", по сравнению с тем, как если бы мы "плыли" вместе с временным потоком.
К тому же такой обзор надо проводить объективнее и ни в коем случае не подвергать моральной оценке совершенное в течение дня: действия, переживания и мышление.
Важно, чтобы мы учились быть объективными по отношению к себе и своей жизни и оценивали себя с внутренней дистанции как чужого человека.
ТРЕНИРОВКА МОЗГА
Целостное мышление тоже может оказать помощь в достижении целей и жизненных успехов. Предпосылкой к этому является равномерное использование данных нам мозговых ресурсов.
Как мы уже знаем из лекции 2, наш мозг глубокой продольной бороздой разделен на два полушария, которые соединяются между собой с помощью нерва длиной в 10 см или сводом (Corpus callosum).
Функции больших полушарий разделены: так, левой половине свойственно логическое мышление, и она ответственна за речь, счет, аналитическое мышление, вербальную коммуникацию и организацию. Суммируя это, мы называем это дигитальным мышлением. Правая половина, наоборот, аналогична и ответственна за пространственное, визуальное и целостное мышление, ритм, музыкальность, синтез и чувства. Она сообщает нам целостную картину мыслей образами и сообщает всему пережитому свою специфическую чувственную ценность (у левшей это расположение иное).
Мы, как представители западной культуры, думаем левой половиной мозга, то есть линейно, логично и аналитически. Восточные представители, напротив, исходят из всеобъемлющей, целостной точки зрения: там думают больше правым полушарием. Примером является китайская письменность, где каждое слово обозначается иероглифом, в то время как мы аналитически пишем букву к букве.
Чтобы выяснить, каким полушарием мы сами предпочитаем думать, проведем следующий тест.
Образуем большим и указательным пальцами обеих рук кольца и посмотрим сквозь них на какой-либо предмет. Затем поочередно закроем один глаз. Мы увидим, что, когда мы смотрим одним глазом, предмет как бы подвигается в сторону, а другим — остается неизменно на своем месте. Вот этот глаз является "доминантным". Он показывает, каким полушарием мы предпочитаем думать: если это левый глаз, то доминирует правая половина мозга, если — правый, то тогда мы предпочитаем думать левым полушарием (так как зрительные нервы на входе в мозг перекрещиваются).
Если в результате выше приведенного эксперимента оказалось, что доминирующим является левое полушарие, то с помощью Упражнения XXVI/4: БУКВЫ И ЦИФРЫ и Упражнения XXVI/5: ТРЕНИРОВКА МОЗГА С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВ мы можем натренировать правое полушарие, чтобы включать его в наше мышление, наши цели, нашу жизнь.
ТРЕНИРОВКА ТЕЛА
Душа, дух и тело образуют единство. Если мы развиваем наше тело, тренируем его, то это, как это ни удивительно, воздействует и на наш дух. Потому что тело и душа находятся во взаимосвязи и влияют друг на друга.
Есть целый ряд физических упражнений, воздействующих на дух, и если наше тело имеет какие-то физические недостатки, это сказывается и на духе. Чем больше мы сознаем свое тело и владеем им, тем лучше наш мозг снабжается кислородом и тем эффективнее он работает на наши цели.
Из школы нам известно упражнение "свечка": мы ложимся на пол и под углом в 90° поднимаем ноги вверх (можно вдоль стены) и делаем несколько раз глубокие вдохи и выдохи. Это известное из йоги упражнение способствует снабжению мозга кровью и укреплению его. Стойка на голове также подходит для этих целей.
Очень эффективны также:
- дыхательные упражнения, — тренировка чувств,
- махи руками,
- пальмирование (упражнение с ладонями). Дыхательные упражнения, осуществляющие тренировку чувств, известны нам уже из предыдущих лекций.
Махи руками производятся очень просто: становимся прямо, на полу, руки свободно опущены вдоль туловища. Начинаем поворачивать тело в одну и другую сторону, пока руки не начнут следовать за движениями. Теперь поворачиваемся вправо до тех пор, пока тело не повернется боком и левая пятка не оторвется от пола. Затем поворачиваемся влево, пока правая пятка не оторвется от пола.
Через некоторое время установится ритм, при котором мы продолжаем свободное движение до тех пор, пока нам доставляет удовольствие.
С помощью пальмирования (англ, palm — ладонь) мы можем улучшить наше зрение. Это упражнение проводится без очков или контактных линз.
Сначала надо потереть ладони друг о друга, пока они не разогреются. Потом мы садимся удобно за стол, опираемся локтями и покрываем ладонями глаза. При этом каждая ладонь закрывает один глаз, не касаясь его. Пальцы обеих рук легко лежат на лбу (обратить внимание на то, чтобы в глаза не попадал свет).
Теперь расслабляемся и представляем себе или небольшое голубое озеро или зеленый луг. Спокойно и расслабленно наблюдаем все, что возникает в нашем воображении.
Через некоторое время убираем ладони с глаз и осматриваемся вблизи и вдали. Мы сможем констатировать, что на несколько секунд улучшилось зрение и восприятие цвета.
ГРУППИРОВАНИЕ
"Cluster" (англ, горсть, пучок, to claster — группировать, накапливать) — существующий метод спонтанного соединения идей, известного еще под названием Mind-mapping (англ, mind — дух, вдохновение, память, воспоминание, ассоциация, источник идей, накопитель идей: тар — карта).
В прошедшие четыре столетия распространилась и углубилась западная манера написания так, что все написанное сориентировано в деятельности мозга налево. Мы читаем всегда с верхнего левого угла вправо вниз, строчку за строчкой, слова, предложения и мысли группируются и соединяются друг с другом линейно.
Посредством группирования, в некоем роде картогра-фическо-образным методом, мы можем изложить и воспринять свои идеи творчески и более ассоциативно. Кроме того, посредством этого метода, который мы можем применять во всех областях жизни, мы учимся, как показывает Упражнение XXVI/6: ГРУППИРОВАНИЕ, точнее формулировать цели и выражаться незакостенело и свободно.
Исходный пункт — это всегда ключевое слово, тема, которая занимает нас, о которой мы размышляем или размышляли и которую мы хотим рассмотреть поближе и проанализировать. Это может быть дальнейший профессиональный путь или спланированная поездка в отпуск.
После небольшого начального периода нам удастся пробудить течение образных примеров.
Мы можем непринужденно и свободно без предрассудков сделать на?;юсок и построить нашу модель мышления, так как творческое слово распространяет ассоциации во все направления.
Кто способен выразить свои мысли рисунком или иллюстрацией, тот оказывает большое влияние на правое полушарие... Это, однако, не является предпосылкой для группировки идей и ключевых слов.