ПСИХОСОМАТИКА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА?
То, что регулирование жизненных функций человека может нарушаться внешними возмущениями, показывают в определенных группах людей часто или редко проявляющиеся психосоматические симптомы. Например, тот факт, что язвенные заболевания и ревматический артрит у эскимосов явление очень редкое, хотя эти заболевания распространены по всему миру, можно отнести к влиянию климатических факторов и физиологии питания. У чиновников и служащих частым заболеванием является запор. Представители нижних социальных групп (приезжие рабочие, негры США, африканцы, живущие в резервациях ЮАР) в большинстве своем имеют психосоматические симптомы, прежде всего, повышенное кровяное давление и ревматический артрит.
Стрессовые заболевания часто являются следствием индивидуальных конфликтов на работе, а бросающиеся в глаза непреодолимые влечения связаны с монотонностью трудовой жизни. В больничных листах пожилых людей, работающих посменно, фиксируются статистически расстройства функций кишечника и желудка.
Вышеупомянутая симптоматика не должна, однако, привести нас к ошибочному выводу, что психосоматические нарушения являются неизбежным следствием влияний внешней среды, которым подвержен человек.
Так. например, многие внешние вредные воздействия - как, например, неправильное питание, психические и физические перегрузки или потребление наркотиков -можно устранить волевым усилием и не всегда все, а только относительно большая часть представителей сравнительных групп имеют определенные психосоматические симптомы. Некоторые люди достигают своего личного "пика" только тогда, когда находятся под воздействием стресса: для них любая душевная или физическая нагрузка — это вызов, который воспринимается ими вполне естественно. Они реагируют на это повышением работоспособности, а не психосоматическими симптомами.
Тот факт, что одинаковые возмущения у различных людей вызывают различные психосоматические реакции, приводит нас к выводу: где-то в биокибернетическом регулируемом контуре должно быть место, в котором проявляются индивидуальные реакции на влияния. Влияния, которые так искажают фактические значения (они ведь отражают точное соотношение состояния внешней среды и тела), что реакции регулятора не соответствуют уже действительным потребностям, и, таким образом, наступают сбои в регуляции.
Чтобы лучше разобраться в этом процессе, вспомним, что в лекции 11 сказано о нейронной переработке афферентных раздражений: на своем пути к коре головного мозга они проходят всю субкортикальную область центральной нервной системы (спинной мозг, комплекс рептилий и лимбиче-скую систему), где часть их превращается в команды управления. Остальные синхронизируются таламусом — "секретарем" лимбической системы — и направляются в соответствующие "пункты обработки данных": гипоталамус, лобный кортекс и поле памяти, проекционное и ассоциативное поля коры головного мозга (см. лекцию 11). Во всех этих регионах мозга может произойти искажение афферентных фактических значений. Для этого рассмотрим функциональную схему (см. рис. 13).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Рис.13. Упрощенное изображение нейронной и пространственно-энергетической обработки ситуации в кортикальной и субкортикальной областях (для наглядности соответствующие обратные связи не показаны).
Переданное афференциями отображение ситуации подвергается в лобном кортексе — местонахождении сознания — первичной оценке. Это происходит с привлечением накопленных в памяти личностных знаний. Параллельно с этим ситуацию обрабатывают и субкортикальные ядра, например, включая рефлекторные движения или побуждая через гипоталамус эндокринные железы к выделению гормонов.
Часть возникающих при этом возбуждений переходит обратно в лобный кортекс, где они осознаются и вместе с навыками, накопленными в ассоциативном поле и поле памяти коры головного мозга дают возможность окончательно оценить ситуацию и отреагировать — словесно или двигательно. При этом также возникают возбуждения, которые поступают в гипоталамус и через него вызывают соответствующие реакции вегетативной и эндокринной систем.
Этот двойной способ переработки информации указывает нам оба "слабых места" нейронного регулирования, где могут быть искажены фактические значения:
- в кортикальной области недостаточные знания или отсутствие знаний и навыков могут очень легко привести к ошибочной оценке ситуации, что будет следствием неправильной обработки нейронных аф-ференций. Результат: словесные и двигательные реакции не оптимально направлены на овладение ситуацией, и она становится обременительной. — в субкортикальной области фактические величины, служащие для отображения ситуации, могут смешаться с эмоциями и чувствами (такими, как удовольствие, неудовольствие или страх). Это относится и ко вторичной оценке результирующих аффе-ренций для вызова двигательных реакций. Тем самым, не только регулятор-гипоталамус, но и кортикальная область и вся моторика получают искаженные и неэффективные афференции. Следствие: ошибки при вторичной оценке, а также в двигательных, эндокринных и вегетативных реакциях. Сильный, самоуверенный, уравновешенный человек с большим опытом, обширными знаниями и навыками всегда будет в состоянии овладеть возникающими ситуациями — даже если они кажутся трудными. Известно, наконец, что выйти из положения всегда можно, и при спокойном, без эмоций, анализе ситуации никакие внутренние возмущения не исказят фактических значений и в субкортикальной области. Совершенно по-другому обстоит дело у людей со слабым характером, неуверенных и/или чувствительных и эмоциональных лиц с недостаточными знаниями и навыками, которые почти каждую ситуацию воспринимают как обременяющую. Из-за неправильной оценки ситуаций в кортикальной области и искаженной избытком чувств и эмоций оценкой фактических значений в субкортикальной области эти реакции не способствуют овладению ситуацией. Эти люди всегда в положении побежденных — и проявляют такие же психосоматические симптомы, как и описанные в начале тупаи.
Относятся ли они к активным или пассивным побежденным (с соответствующими психосоматическими симптомами), зависит в значительной мере от того, куда преимущественно направлена их психическая энергия: наружу или вовнутрь. Согласно этому критерию, имеются два противоположных типа реакций по способу действия, субьективного опыта и обработки и компенсации информации подсознанием: направленные наружу и направленные вовнутрь (концентрация внимания на внутренних переживаниях).
Люди с направленной внутрь психической энергией замкнуты и задумчивы. Они не проявляют сильных эмоций или взрывов чувств, почти в любой ситуации они спокойны и владеют собой. Из-за их медлительности, сдержанности их легко можно оттеснить в сторону. Нейрофизиологиче-ски у них фиксируется снижение активности ретикулярной системы, которая испускает значительно больше тормозящих импульсов, чем возбуждающих. Люди с типом реакции, направленной наружу, напротив, общительны, уверены в себе, энергичны и подвижны. Они часто дают волю своим чувствам и эмоциям. Они редко боятся незнакомых ситуаций — напротив, действуют в них часто слишком доверчиво и беспечно. Нейрофизиологически доминируют у них возбуждающие импульсы ретикулярной системы, отчего их порог возбуждения явно находится выше, чем у второго типа.
- "Активные побежденные" — это люди первого типа реакции, возможности проявления агрессии, соперничества или враждебности которых из-за каких-то обстоятельств были заторможены или подавлены. У них не находит выражения вызываемая психическими влияниями готовность отреагировать и действовать (например, "ударом кулака по столу", "разбиванием посуды" и т.п.), и симпатическая система впадает в состояние длительного возбуждения. "Активные побежденные" называются поэтому еще симпатониками. Их тип реакции является причиной болезней сердца, кровообращения и сосудистой системы, таких, как мигрень, повышенное кровяное давление, боли в груди и чувства удушья (стенокардия) и нарушения сердечного ритма (аритмия), а также — вследствие постоянно повышенного мышечного тонуса — артрит и гиперфункция щитовидной железы.
- "Пассивные побежденные" отмечаются только в группе людей со вторым типом реакции. Люди этого типа реагируют в тех ситуациях, которые требуют усилий по противостоянию и самосохранению, эмоциональным самоотстранением от действия с переходом в состояние зависимости. Вместо того, чтобы посмотреть суровой действительности прямо в глаза, они отступают в поисках помощи, как это делали в раннем детстве, когда были беспомощными детьми. Этот уход от действия можно рассматривать как вегетативное отступление. Известным примером этого феномена является тот человек, который в опасной ситуации "делает в штаны" вместо того, чтобы трезво действовать. Он не "борется" и даже не "бежит" - он поступает как известная божья коровка: "притворяется мертвым!" Если же проявляющиеся при "вегетативном отступлении" непроизвольные стремления поиска помощи, опоры и т.д. — от желания быть оберегаемым, ласкаемым, хвалимым, подкармливаемым вплоть до желания любым путем получить помощь со стороны — блокируются каким-либо образом, то наступает длительное возбуждение парасимпатической ветви вегетативной нервной системы. "Пассивные побежденные" называются поэтому еще ваготониками ("вагус" — блуждающий нерв). Они склонны к пониженному кровяному давлению, бронхиальной астме и, в особенности, к заболеваниям пищеварения, как например, запор и понос или язвам желудка и кишки.
Как же получается (ведь, за редким исключением, в каждом человеке заложено быть хозяином жизни), что один человек становится "побежденным", в то время как другой — всегда сияющий "победитель"? И как пресловутый неудачник может стать баловнем судьбы? А всегда больные — здоровыми? На эти вопросы мы получим ответы в следующих разделах.
ОТ ПОБЕДИТЕЛЯ К ПОБЕЖДЕННОМУ...
Когда человек рождается, жестко заданным врожденным поведением предопределяются реакции, необходимые для его выживания после рождения. К этим генетическим факторам относится, например, процесс питания новорожденных младенцев: если бы они должны были учиться этому сложному процессу попеременного сосания, глотания и дыхания только после рождения, то многие бы из них погибли от недоедания или от воспаления легких (вследствие проникающего в легкие при вдохе молока). То же можно сказать о дыхании и многих других вегетативно-регуляторных проявлениях поведения тела (регуляция кровообращения, теплорегуляция, пищеварение, выделение), которыми сразу после рождения младенец хорошо "владеет".
Процесс сосания младенца является, собственно, частью обширного поведения, именно поведения питания, которое обеспечивает в течение жизни получение в достаточных количествах питательных веществ и жидкости. То, что, кроме того, в этом поведении присутствуют еще и чувственные акценты (жажда, голод, аппетит, отвращение, насыщение), мы знаем все.
Эти и другие чувственные и эмоциональные проявления поведения, управляемые автономно лимбической системой, служат, во-первых, как внутренний стимул (желание) или внутренний тормоз (нежелание) для осуществления, избежания или изменения необходимого для выживания индивидуума (питание) или вида (размножение) поведения. Во-вторых, они, точнее говоря, сопровождающие их проявления поведения (мимика, жесты), передают важную информацию окружающим людям. "Эмоции, таким образом, имеют направленный вовне и вовнутрь сигнальный характер.
В процессе обучения за время детства наследованные, в одновном, манеры поведения приспосабливаются к индивидуальным потребностям окружающего мира — каждый человек должен утвердить себя в окружающем мире, который в плане человеческого окружения, социальных, климатических, питательно-физиологических и культурных отношений отличается от условий, в которых оказался другой родившийся человек.
Приспособление к индивидуальным условиям окружающего мира служит, таким образом, оптимальной переработке раздражений и, тем самым, правильному реагированию на исходные ситуации. Для этой цели те нейронные структуры центральной и вегетативной нервных систем, которые служат для обработки раздражений, по-новому более тесно соединяются (принцип прочного соединения нейронов знаком нам из лекции 11). Самыми постоянными при этом в нервной системе оказываются впечатления раннего детства, так как на этой фазе становления большее влияние на физиологическое образование структур созревающего мозга имеет духовное начало.
Насколько глубоко и обширно это образование структур, показывают результаты исследований лауреатов Нобелевской премии в области медицины Хубеля и Визеля. Они открыли, что способность к оптическому восприятию вырабатывается в основном зрительным опытом в послеродовой период. При отсутствии соразмерной стимуляции в этой "критической фазе" погибают соответствующие кортикальные нейроны, что может привести к полной потере зрения.
То, что ранний жизненный опыт кардинальным образом влечет за собой изменения в физиологическом строении нервных клеток и анатомии мозга, показывает тот факт, что дети, выросшие в стимулирующем их развитие окружении, имеют гораздо большее количество нервных клеток, нежели дети, развитие которых проходило монотонно и непривлекательно. К тому же, у первых клеточные тела крупнее и они имеют более длинные, сильно разветвленные дендри-ты и коллатерали. поэтому их мозг располагает более крупными синапсами и большим их количеством.
И баланс различных трансмиттеров тоже может быть нарушен ранним негативным опытом (даже внутриутробные влияния — употребление наркотиков, неправильное питание матери — могут надолго вывести из строя биохимическое равновесие в мозгу плода). Оказалось, что определенные нервные клетки уже на раннем развитии могут принимать "решение", с каким трансмиттером они хотят работать в будущем. И это решение ориентировано на окружающую среду, в которую попадает живое существо.
Таким образом, нейронное образование структур в раннем детском возрасте, называемое еще кондиционированием, "расставляет ориентиры" того, станет ли человек "победителем" или "побежденным".
Если детский, ранневозрастной жизненный опыт, который является результатом, в первую очередь, взаимодействия между ребенком и матерью, отцом и другими участвующими в его воспитании лицами, но, кроме этого, и существующих социальных, питательно-физиологических, культурных и климатических условий окружающего мира, постоянно указывает путь к оптимальному овладению ситуацией, то ребенок вырастает успешным "победителем". Эту его направленность не смогут изменить и возможные генетические слабости: "здоровая" среда их будет неоднократно корректировать так, что даже легко уязвимый ребенок сможет развиваться в стабильную личность с интеллектуальными способностями.
Если же ребенок растет в черством бесцветном окружении, где. к тому же. часты социальные конфликты и материальный недостаток, то структуры его мозга, предназначенные для овладения ситуацией, развиваются слабо. К тому же, устанавливаются многочисленные ошибочные синаптические соединения, так что правильная обработка ситуационных раздражителей становится невозможной. Возможные позитивные генетические задатки могут быть этим разрушены, а негативные — усилены.
Пример: если мать не в состоянии дать своему ребенку изначальное чувство доверия, тепла и безопасности, она "закрывает ему путь" на подавление его внутренних напряжений. Негативные эмоции и чувства в полной силе могут
теперь воздействовать на субкортикальную переработку раздражений, не встречая волевого сопротивления
Последствия фатальны: например, сильное чувство отвращения тормозит нейронную связь, следствием чего являются нарушения концентрации и свободного ассоциативного потока в области центральной нервной системы и снижение активности симпатической ветви вегетативной нервной системы: кроме того, чувство отвращения нарушает процесс выделения гормонов гипоталамо-гипофизарной системы.
Если, к тому же, произойдут чувствительные события, например, смерть одного из родителей, тяжелая болезнь или суровое наказание, которые можно назвать ключевыми переживаниями, то могут образоваться экстремальные и долговременные ошибочные соединения в подсознательных частях нервной системы, которые делают невозможной правильную оценку ситуаций. Ребенок окончательно становится "побежденным" и, став взрослым, остается вечным проигравшим (если не произойдет корректировка, что вполне возможно!).
Если хоть однажды возник индивидуально-специфический синдром реакции, то он усиливается соматопсихиче-скими процессами еще и сам по себе: проводит постоянную ошибочную переработку раздражений вплоть до гиперраздражений гладкой и поперечной мускулатуры и эндокринных желез, чем создается постоянное чувство отвращения. Это отвращение — мы об этом уже знаем — нарушает вегетативное и эндокринное равновесие еще больше, возникают новые ощущения отвращения. Замкнулся "дьявольский круг", который можно разорвать, только лишь зная его причины и благодаря соответствующим методам расслабления (см. рис. 14).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Рис. 14. Факторы, влияющие феномены.
Индивидуально-специфический синдром реакции является основным возбудителем психосоматических симптомов, которые, однако, зачастую только тогда развиваются в серьезную болезнь, если к ним добавляются фактические стрессоры. К ним относятся как уже упоминавшиеся внешние возмущения (постоянные психические и физические перегрузки, неправильное или однообразное питание, употребление наркотиков, экстремальные климатические условия окружающей среды, инфекции и ранения), так и психосоциальные конфликтные ситуации (нежелательный ребенок, отсутствие основных знаний о воспитании детей и решении жизненных ситуаций вообще, нарушение семейных отношений, финансовые трудности, неудовлетворительные условия работы — например, рутинная деятельность, работа в большом помещении или посменная работа, одиночество, изоляция и постоянные унижения).
Как и при индивидуально-специфическом синдроме реакции, при психосоматических симптомах может наступить "самоусиление", называемое соматизацией. Если вдруг больной получит от окружающих (родные, друзья, знакомые, сослуживцы, врачи и медперсонал) теперь, когда он болен, ту благотворительность, которой он ранее не имел и которая в том числе была причиной его болезни, то подсознательное желание как можно дольше пользоваться этой благотворительностью (вторичное патологическое приобретение) не только препятствует улучшению симптоматики, но, напротив, усиливает ее. Второй порочный круг замкнулся. Разорвать его — и первый тоже — это предпосылка для выздоровления больного, превращения его из "побежденного" в "победителя"!
ОТ ПОБЕЖДЕННОГО К ПОБЕДИТЕЛЮ
Вышеприведенные рассуждения нам ясно показали, что нет врожденных "побежденных", что человек может таким стать под воздействием экологических факторов (под экологией понимают науку о связях растений и животных с окружающей их средой; общие климатические, географические или прожиточные условия играют здесь такую же роль, как отношение индивидуума к остальным живым существам).
То, что каждое функциональное органическое нарушение или заболевание является следствием нарушения отношения человека с окружающей средой с вытекающими отсюда ошибочными нейронными регуляциями, нам тоже известно: в человеческом организме в целом только немногие функции не контролируются центральной нервной системой, вегетативной нервной системой либо гипотала-мо-гипофизарной эндокринной системой.
В широком смысле мы должны рассматривать большинство несчастных случаев — будь то в городском транспорте, на работе или в спорте — как психосоматически предопределенных: недостаток способности концентрации, невнимательность, рассеянность или переоценка собственных возможностей, а также ведущее во многих случаях к несчастному случаю употребление алкоголя и других возбуждающих средств являются в итоге причиной ошибочной переработки раздражений.
То обстоятельство, что при взаимодействии окружающей среды, психики и человеческого организма психика занимает центральное место (окружающая среда — психика — организм), и имеющаяся возможность управления подсознательными частями нервной системы сознательными позволяют человеку усилием воли нарушить психосоматический цикл.
Таким образом, человек вполне имеет возможность так изменить первоначально биологически рациональную, но уже не подходящую для сегодняшней действительности схему унаследованных нагрузочных реакций, чтобы она служила оптимальному преодолению сегодняшних жизненных ситуаций. Ведь первоначально унаследованные программы переработки — как у животных — предоставление резервов в первую очередь для физической активности, а кто сегодня может всю жизнь обходиться только лишь мускульной силой?
Для исключения индивидуально-специфических синдромов реакции и психосоматических симптомов необходимо, следовательно, так перепрограммировать структуры, перерабатывающие раздражения, чтобы раздражения впредь выражались не в мобилизации всего организма, а в соответствующих ситуации словесных и произвольно-двигательных реакциях. Сопровождающие вегетативные и эндокринные импульсы активизации должны быть только в такой степени сильны, насколько это необходимо для преодоления ситуации. Таким образом, органическое равновесие со временем снова установится и останется таким на всю жизнь.
Механизмы и пути, ведущие к такому перепрограммированию, известны нам как изучающим парапсихологию и пользующимся ими неоднократно:
- Ошибочные соединения, вызванные познавательными процессами в детстве, можно, в целом, устранить упражнениями по концентрации, воображению и медитации с целью сенсибилизации чувств, расширения обьема сознания и осмысления мира и заменить эффективными "соединениями".
- Некоторые имеющиеся генетические недостатки (но не серьезные дефекты!) также можно этими упражнениями компенсировать, так, что они более не смогут негативно воздействовать на переработку раздражений.
- И действия ключевых переживаний, которые у сверхчувствительных, крайне эмоциональных или психически неустойчивых людей приводят к субъ-ективизации картины мира и вытекающим из нее ошибочным оценкам текущих ситуаций, можно исправить и устранить упражнениями по психической стабилизации и восприятию реальности.
Порочный круг соматопсихических процессов мы разрываем упражнениями по успокаиванию, покою мыслей 'и расслаблению, а также достижением положительных эмоций.
Общеуспокаивающими упражнениями мы разгружаем гипоталамо-гипофизарную систему от внешних, а достижением покоя мыслей — от внутренних раздражений. Так как таким образом отпадает мешающее действие сверхсильных внешних раздражителей (стрессоров) и соматических аф-ференций (боль, слишком высокий мышечный тонус, общее недомогание), то наше "внутреннее равновесие" медленно, но верно восстанавливается.
Расслабляющими упражнениями (как упражнение 11/2) мы подражаем той парасимпатической деятельности, которая в идеальном случае следует за физическими (симпатическими) реакциями нагрузки. И это достижение парасимпатически окрашенного состояния во всей нервной системе долговременно содействует нашей вегетативной и эндокринной стабилизации. (Наступающее во время расслабления ощущение тепла является, в частности, свидетельством активации парасимпатической системы: как уже известно, деятельность симпатикуса вызывает сужение кровеносных сосудов кожи. И напротив, эти сосуды расширяются, если симпатическая активация уменьшается в пользу парасимпатической деятельности. Тем самым больше крови, которая подается в основном в артерии скелетной мускулатуры, поступает в кровеносные сосуды кожи, вызывая там ощущение тепла).
Позитивными эмоциями — как уверенность, удовольствие, радость, любовь и симпатия — мы выключаем влияние негативных эмоций и способствуем нейронной связи, результатом которой является общее повышение нашей производительности, концентрации и способности к учебе. Более того, они, благодаря позитивной оценке ситуаций и надежде на их успешное преодоление, позволяют нам обеспечить соразмерную переработку раздражений, приостановку или переключение во время утомительных реакций на преодоление (например, шуткой) или вступление в фазу регенерации (посредством радости). В эндокринной области позитивные эмоции и чувства приводят, наконец, к гармонизации гипоталамо-гипофизарной системы и к выделению так называемых эндорфинов из гипофиза (эндор-фины — это подобные опийным средствам гормоны, которые проявляются на соответствующих рецепторах нервной системы, где в малых дозах они подавляют страх, а в больших дозах оказывают болеутоляющее действие).
Уже путем устранения своего собственного синдрома реакции многим из нас удалось приглушить или даже полностью избавиться от имеющихся психосоматических симптомов. Еще большего успеха добился тот, кому удалось, к тому же, исключить и оставшиеся стрессоры:
- Личный образ жизни можно, например, изменить таким образом, что почти не останется сложностей, связанных с окружающим миром (те из нас. кто упражнялся в поисках смысла, правильном планировании жизни и решении проблем, а потом свои полученные при этом выводы реализовал в жизни, могут это подтвердить), стрессоры, таким образом, почти все отпадут. Упорядоченное для человеческого организма питание (без крайностей в виде вегетарианства — человек все-таки существо всеядное, лечения голодом или не предписанных врачом "лечебных диет": отказ от алкоголя, никотина и других наркотиков!) и соответствующая возможностям и склонностям человека профессия (лучше меньше зарабатывать на любимой работе, нежели быть в постоянном перенапряжении и недовольстве!) помогут исключить в дальнейшем и другие стрессоры.
- И психосоциальные конфликтные ситуации ни в коем случае не являются неизбежной "судьбой", а лишь подлежащими устранению стрессорами. Так, например, выбором подходящего партнера (лучше развод, нежели постоянное раздражение!) можно устранить много стрессоров. Беспомощность, постоянные унижения от окружающих или социальная изоляция тоже не должны восприниматься как "необратимое": путем дальнейшего повышения уровня образования (не только в научном понимании, но и в личностном), преодолением необщительности или снижением заносчивости здесь тоже можно повернуть все к лучшему.
— Необоснованные страхи относятся также к психосоциальным конфликтным ситуациям. Так как они возникают, в основном, тогда, когда для преодоления ситуации недостаточно имеющихся знаний и навыков, то для избавления от них помогает усвоение достаточных объемов общих знаний. Страх, вызванный отсутствием уверенности в себе, можно снизить путем самовнушения (упражнение XI/5). В связи с большим психосоматическим значением страха мы в последней главе этой лекции подробно рассмотрим механизмы его возникновения, влияния на органическое здоровье, а также возможности его преодоления.
Но перед этим мы хотим Упражнением XII/1: "ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ" достичь гармонизации наших вегетативных и эндокринных функций и — благодаря форсированной регенерации клеток — омолодить весь наш организм (само собой разумеется, что при ускоренном делении клеток быстрее заживают повреждения и переломы). Выносливость по отношению к внутренним и внешним возмущениям, которую мы достигаем упражнением ХП/1, очень важный шаг на пути к нашему оптимальному здоровью. Конечно, острые серьезные заболевания этим упражнением мы не сможем устранить. Менее серьезные недомогания (если, конечно, это уже не произошло после предшествующих упражнений) мы можем буквально "свести на нет".
На этом месте мы должны срочно сделать предупреждение, касающееся всех процессов самолечения:
При всех острых заболеваниях организма, дли тельных болезненных состояниях, инфекциях или серьезных ранениях, а также при тяжелых психических расстройствах всегда необходима консультация врача. Лечение самовнушением должно проходить только параллельно с врачебным лечением!
Но мы еще до этого не дошли, так как перечень симптомов и их лечение самовнушением мы будем подробно рассматривать в следующей лекции (лекция 13 познакомит нас также с осуществлением на практике гетерогипноза и гетеровнушения).
Но уже сегодня мы можем подготовить процесс самолечения путем проведения Упражнения XII/2: ФИЗИЧЕСКАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИЛА, благодаря которому мы сможем ощутимо повысить нашу природную выносливость. Благодаря ему мы лучше, чем прежде, будем соответствовать требованиям окружающей нас среды, и вновь отпадет одно из внешних возмущений — физическая перегрузка.
СТРАХ, ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Сообщения, постоянно передаваемые средствами массовой информации, о загрязнении окружающей среды, о химикалиях в пищевых продуктах, косметических средствах и промышленных товарах, нитратах в питьевой воде, излучениях от атомных электростанций, а также об опасностях генной технологии и естественно-научного развития вообще, об угрозе уничтожения мира атомными бомбами сверхдержав или возможных космических катастрофах привели к тому, что сегодня многие люди живут с постоянным смешанным чувством неопределенности, возбуждения и страха: страх распространяется, нарушает и искажает кортикальную и субкортикальную переработку раздражений.
ПСИХОСОМАТИКА Нарушения вегетативного равновесия
Нарушения защитной системы
1. Недостаточные реакции защитной системы образование опухолей (рак) инфекционные заболевания грибковые заболевания отравления Нарушения функций сердца и кровообращения
повышенное кровяное давление
артериосклероз
невроз сердца
заболевания коронарных сосудов сердца
резкое падение слуха
нарушения равновесия (координации движений)
мигрень
2. Аллергические повышенные реакции кожи
высыпания с зудом
приступы аллергической астмы
угревая сыпь
губчатые отеки (экземы) Нарушение функций желудка (кишечника)
язвы желудка
язвы кишечника
3. Аллергические повышенные реакции дыхательных путей
бронхиальная астма вазомоторный насморк Нарушения мышечного тонуса
мышечная боль
люмбаго
неподвижность мышц шеи
головные боли напряжения
4. Аллергические боли в суставах
хронический полиартрит ревматический артрит ревматическая лихорадка Непреодолимые влечения (злоупотребления)
ожирение
курение
алкоголизм
медикаментомания
наркомания
Нарушения гормонального равновесия
Нарушение баланса тканевых гормонов
заболевания сердечных коронарных сосудов (стенокардия или инфаркт)
повышенное кровяное давление
язвы желудка и двенадцатиперстной кишки
запор
нерегулярности в созревании яйцеклеток и менструальном цикле Нарушение баланса половых гормонов
ложная беременность
частичное ожирение "в виде рейтуз" Осложнения при месячном цикле
Последствия этого многообразны:
— В вегетативной нервной системе преимущественно симпатические реакции (такие, как учащение дыхания и пульса, повышение давления крови, потение ладоней рук, расширение зрачков и сухость во рту), а также некоторые парасимпатические реакции (понос, рвота и учащение мочеиспускания). Кроме того, нарушается координация движений вследствие общего повышения мышечного тонуса.
— В кортикальной области уменьшаются способность к концентрации, свободный поток ассоциаций и способность к восприятию. Такая ослабленная способность к преодолению ситуаций может, привести к социальным конфликтам или нарушениям сексуального поведения (последнее выражается у мужчин в импотенции, у женщин как фригидность). — Личный образ жизни тоже претерпевает отрицательные изменения под воздействием страха: вместо размеренного питания человек начинает "обжираться" или покупать продукты только в экологических магазинах. Он не употребляет электроэнергии, так как это "атомная электроэнергия", не рожает детей для "обреченного на гибель" мира или вплоть до криминальных действий выступает в поддержку нереальных целей.
Итак, страх и его многообразные сопутствующие проявления в значительной мере способствуют не только формированию индивидуально-специфического синдрома реакции, но и усилению имеющихся психосоматических симптомов.
Поэтому снизить его влияние или вообще избавиться от него — основная заповедь каждого, кто хочет стать вместо "побежденного" "победителем", вместо больного здоровым. По причинам, его вызывающим, страх подразделяется на три формы проявления:
1. психологически-патологический страх,
2. ситуационный страх,
3. неуместный страх перед жизнью.
- Постоянное чувство страха без реальных причин может наступать тогда, когда при большом недостатке витамина Bi снижается порог раздражения симпатических синапсов. Этот авитаминоз, называемый бери-бери, проявляется только в тех странах света, где люди питаются исключительно механически очищенным и полированным рисом (раньше бери-бери периодически возникал в Европе зимой, когда для питания использовалась исключительно белая мука). Церебральный бери-бери, который при хроническом алкоголизме вызывает тяжелые состояния страха, встречается часто и у нас (все о негативных действиях алкоголя мы узнаем из лекции 13).
- Ситуационный страх возникает всегда, когда из-за недостаточности знаний и навыков невозможна правильная оценка существующей ситуации. Так как здесь переработка раздражений осуществляется преимущественно субкортикальными перерабатывающими и регулирующими механизмами, то все реакции получают к тому же сильную эмоциональную окраску, отчего они не могут дать соразмерные результаты ни вовне, ни внутрь.
- Общий страх перед жизнью на только кажущихся реальными основаниях является результатом несерьезных сообщений средств массовой информации, которые так называемым "народным просветителям" и "апостолам-экологам" представляют огромный форум для их распространения — зачастую противоречивых предостережений о мнимых опасностях во всех сферах человеческой жизни (о хорошем, напротив, слышишь и читаешь редко!). Так как индивидуум — даже если он ученый — не всегда может проверить правильность высказываний на тему окружающей среды, продуктов питания, воды, атомной энергии и вооружения на основе своих собственных знаний (для этого уровень современной науки слишком высок), то в нем нарастает неопределенное чувство страха и неуверенности: пища может быть отравлена тяжелыми металлами и химикалиями, питьевая вода — нитратами, вдыхаемый воздух может вызвать ложный круп, излучение близлежащей АЭС — нарушения генов. А завтра и его собственная жизнь может превратиться в дым в раскаленном шаре водородной бомбы.
Очень разнообразны не только причины страха, но и возможности его преодоления:
- страх, возникающий в результате хронического алкоголизма, можно устранить путем ограничения потребления алкоголя, а еще лучше — путем полного отказа от него (насколько просто достичь этой цели путем самовнушения, мы узнаем в следующей лекции);
- ситуационного страха мы избежим впредь выполнением упражнений по самовнушению для укрепления уверенности в своих силах, усвоением обширных общих знаний, а также овладением специальными, необходимыми для обеспечения нашего собственного существования знаниями (наше изучение парапсихологии принесло нам в этом отношении уже большой прогресс);
— против общего страха перед жизнью в результате безответственного паникерства кого-либо есть только одно действенное средство: не надо верить всему подряд, что где-то кем-то (часто с целью получения денег, а не из любви к ближнему!) говорится или пишется; нужно собрать разностороннюю информацию по данной теме и, наконец, использовать свой здравый смысл.
В последней части этой, лекции мы обратимся к некоторым примерам (из их бесчисленного количества) того, как изо дня в день нас дезинформируют (вернее, обманывают) относительно нашего здоровья и окружающей среды средства массовой информации. Мы, таким образом, скорее поймем, насколько осторожно и критично мы должны воспринимать и оценивать соответствующие сообщения в пресс